Жуков Григорий Николаевич
Жуков
Григорий
Николаевич
водитель
1911 - 1987

История солдата

В преддверии святого праздника Дня Победы хочу рассказать о своем солдате, о моем прадедушке Жукове Григории Николаевиче, который  родился 1911 года в городе Барабинск Новосибирская область 566 км от Кемерово. До призыва в армию работал водителем в совхозе. 

Прадедушка за всю жизнь ( 76 лет) пережил две войны. Принимал участие в Сове́тско-финля́ндская война́ 1939—1940 годов и в Великой Отечественной Войне 1941-1945 года. О каждой расскажу подробнее со слов и воспоминаний как прадедушки так и его детей.

Первая война которую застал мой прадед была Сове́тско-финля́ндская война́ 1939—1940 годов, также известная как Зимняя война́(фин. Talvisota) — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.  Так же как и до войны прадедушка был водителем, доставлял боеприпасы и топливо и продовольствия, также возил людей.

Вторая война в которой прадедушка не остался в стороне, а принял участие была Великая Отечественная война. 

«Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тыс. пайков, на 10 тыс. человек. Водитель, спасай эти жизни!» — дедушка рассказывал, что такая табличка встречала каждого водителя, съезжающего на лед ладожской Дороги жизни. Мысль об этом гнала вперед почти 5 тыс. шоферов, обслуживавших трассу, на протяжении двух зим ее работы. 

После того как вокруг Ленинграда в сентябре 1941 года сомкнулось блокадное кольцо, воды Ладожского озера оставались единственной транспортной артерией (кроме воздушной), по которой еще осуществлялось снабжение миллионного города. Прадедушка принимал непосредственное участие в снабжение продовольствием миллионного города Ленинграда.

Опасности, ждавшие шоферов, которые первыми прокладывали путь по льду в осажденный город, не ограничивались риском сбиться с дороги. 

По воспоминаниям прадедушки   "…… первые автоколонны отправлялись в рейс с полупустыми баками — горючего которых должно было впритык хватить на путь в один конец — с распахнутыми дверями машин и на малой скорости. Все эти меры, призванные не только уберечь водителей, но и сэкономить бесценные в военных условиях ресурсы, говорили о постоянно подстерегавшей опасности — провалиться под не успевший достаточно окрепнуть, не так давно вставший ладожский лед.   Первая автомобильная «навигация» закрылась только в середине весны, 21 апреля 1942-го года — к этому моменту лед, в разгар зимы достигший метровой толщины, начал таять. Почти на протяжении всего пути машины следовали по воде. У самого берега их груз и людей иногда приходилось переносить на руках — подъехать к берегам вплотную толщина льда уже не позволяла. Однако до тех пор, пока оставался шанс доставить в город продовольствие — движение продолжалось.

«Пока машину загружали и разгружали, можно было хоть немного подремать, положив голову на баранку руля», — вспоминал прадедушка о своей непростой задачей и отдыхе, который был совсем коротким, но очень нужным. Дедушка рассказывал, что в один из таких же как и все остальные дни он и все остальные шаферы загрузив свои "полутрки" продовольствием выехали по дороге жизни в город, с которого нужно было вывезти как можно больше живых людей женщин и детей  ……". Дорога жизни продолжала работу до марта 1943 года, всего на ней работали больше 20 тыс. человек. 

После окончания войны 1941-1945 года прадедушка был награжден  и вернулся домой живой, не получил ни одного тяжелого ранения кроме того что была прострелена рука. 

Своим прадедушкой я горжусь и хочу сказать, что если бы не такие люди как мой прадед и все те кто принимал участие в защите нашей Родины.

 Низкий поклон всем защитникам и светлая память погибшим за Родину!!!

Регион Красноярский край
Населенный пункт: Красноярск
Воинская специальность водитель
Дата рождения 1911
Дата смерти 1987

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: