УЛЬЧЕНКО Тимофей Васильевич
УЛЬЧЕНКО
Тимофей
Васильевич
подполковник

История солдата

УЛЬЧЕНКО Тимофей Васильевич родился в 1909 году 27 августа в Маньчжурии, на железнодорожной станция Мулин.

Отец Ульченко Василий Тимофеевич (уроженец села Красный-Яр бывшего Камышинского уезда) служил в это время на Китайско-Восточной железной дороге, поэтому семья жила в Маньчжурии, на северо-востоке Китая.

В 1914 году отца призвали  на империалистическую войну, мать с шестью детьми вернулась в село Красный-Яр, где прошли детство и юность.

После империалистической войны, отец ушел на гражданскую войну.

В 1928 году (в 18-19 лет)  приехал в г. Сталинград и устроился работать на завод Красный Октябрь браковщиком металла. С 1930 работал на Сталинградском тракторном заводе, военным инспектором при исполкоме райсовета тракторозаводского района. В 1932 году окончил вечерний рабфак при СТЗ. В 1933 году призвали в РККА.

Срочную службу с мая 1933 г. по сентябрь 1934 г.служил в 10-м инженерном аэродромном батальоне Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (в селе Ново-Никольск г. Ворошилов) рядовым, командиром отделения, помощником командира взвода.

С сентября 1934 г. старшина парковой роты (сверхсрочником) в том же  батальоне.

С мая 1936 по август 1937 г. учился на курсах усовершенствования командного состава инженерных войск ОКДВА по программе инженерного училища в г. Хабаровск, далее до 10.08.38 г. служил командиром взвода 10-го отд. инж. аэродромного б-на ОКДВА.

В августе 1938 г., после боев на озере Хасан (серия столкновений в 1938 году между Японской императорской армией и РККА из-за споров о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная) был уволен из РККА как уроженец Маньчжурии. После письма, которое написал ВОРОШИЛОВУ, вновь отозван в РККА. В запасе пробыл 7 месяцев и в это время работал в г. Сталинграде на тракторном заводе помощником начальника кузнечного цеха по технической пропаганде.

В марте 1939 г. назначен командиром дорожного взвода техроты 80-го ордена  Трудового Красного Знамени отдельного саперного батальона 10 стрелкового корпуса (г. Воронеж ).

Корпус входил в состав советских войск, введенных в Прибалтику.

С декабря 1939 г. по конец марта 19441 г. командир переправочной роты  80 осб 10 ск (г.Мажейкяй Литовской ССР).

В 1940 году был награжден нагрудным знаком «Отличник РККА»

«Отличник РККА» — нагрудный знак, учреждённый 14 ноября 1939 года постановлением СНК СССР № 1889. Знаком награждали красноармейцев Рабоче-крестьянской Красной армии за отличную боевую и политическую подготовку, отличное несение службы и примерную дисциплину. Награждение знаком производилось приказом Наркома обороны СССР после окончания периодов учёбы, а также к годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии — 23 февраля, к годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции — 7 ноября, и к Дню международной солидарности трудящихся — 1 мая.





 

На 22 июня 1941 года управление 10 стрелкового корпуса дислоцировалось в г. Варняй (Литва). Дивизии корпуса: правофланговая 10-я стрелковая дивизия занимала позиции по границе от Паланги до Швекшны, имея соседом справа части 67-ю стрелковую дивизию 27-й армии. Левофланговая 90-я стрелковая дивизия занимала оборону в 30 километров по фронту южнее до стыка со 125-й стрелковой дивизией 11-го стрелкового корпуса. 48-я стрелковая дивизия находилась на марше и на позиции на границе ещё не подошла. В составе корпуса было 25480 человек, 453 орудия и миномёта, 12 лёгких танков.

22 июня 1941 года немецкие войска в полосе корпуса нанесли два основных удара по его флангам. В местах ударов оборона корпуса была быстро прорвана и части корпуса в первые часы войны были отрезаны от соседних дивизий, и под напором немецких войск начали отход в направлении Елгавы. Собственно, и сам корпус оказался расчленённым. Части корпуса, вернее то, что от них осталось, к 26 июня 1941 года сравнительно организованно отошли к Риге. В течение трёх дней части корпуса вели бои за Ригу, однако 1 июля 1941 года окончательно оставили город.

К 6 июля 1941 года, сведённые под командование 10-го стрелкового корпуса остатки 10-й и 90-й стрелковых дивизий, сравнительно боеспособная 22-я дивизия НКВД, 11-я стрелковая дивизия, части Рижского ополчения, заняли оборону от Пярну до озера Выртсъярв с задачей не пропустить противника к Таллину. 8 июля 1941 года противник нанёс два удара в полосе корпуса — один на его левом фланге, в районе Вильянди, где держала оборону 22-я дивизия НКВД. Она оказала достойное сопротивление, но противник обошёл её с почти неприкрытых флангов и развил прорыв, куда была брошена резервная 11-я стрелковая дивизия. На правом фланге корпуса противник внезапно и практически без боя занял Пярну и бросил подвижные части на Таллин, прорвавшись в район Марьямаа, Лихула. Силы корпуса частично участвовали в отражении контудара.

Вновь немецкие войска перешли в наступление. Части корпуса через промежуточные рубежи обороны отступали с боями. С 7 августа 1941 года части корпуса оказались отрезанными на северо-западе Эстонии. Он, хотя и являлся наиболее боеспособной единицей армии, имел некомплект в 50 % личного состава. Фактически при непосредственной обороне Таллина, корпус явился единственным его защитником; командир корпуса генерал-майор И. Ф. Николаев был назначен заместителем по сухопутной обороне ответственного за оборону города вице-адмирала В. Ф. Трибуца.

27 августа остатки корпуса были эвакуированы в Кронштадт (Таллинский переход), однако достигли Кронштадта отнюдь не все эвакуированные.

Всего, с учетом погибших и затопленных в Таллине в последние дни обороны, было потеряно более 100 кораблей и судов.

В официальном издании Главного штаба ВМФ «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне» названы потери около 10 000 человек.

По словам некоторых современных историков — это было «самое трагичное событие в истории Балтийского флота».

«Такой ужасной и позорной катастрофы»,- вспоминал один из участников перехода флаг-минер отряда минной обороны Гончаренко,- русский флот не знал за всю свою историю. Такой кошмар можно пережить только раз в жизни».

Еще один участник перехода Командир дивизиона ОВРа ГБ КБФ (Охрана Водного Района Главная База Краснознаменного Балтийского Флота) капитан-лейтенант Капралов писал: «Гибель транспортов и большого количества людей — результат неорганизованности, результат бегства, так как вооруженные корабли ушли вперед, оставив транспорты на произвол. Имелась возможность послать хотя бы три истребителя, которые не дали бы бомбардировать транспорты, но этого сделано не было, и авиация противника безнаказанно транспорты разбомбила, где погибли тысячи людей».

В открытой советской печати количество вывезенных в Кронштадт войск оценивалось от 16 до 18 тысяч человек. В «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере» (до недавнего времени находившейся под грифом «Для служебного пользования») утверждается, что в Кронштадт прибыло 12 225 человек. В монографии А. В. Платонова приводится общее число перевозимых людей — 28 900 чел., включая гражданских, и число погибших — около 11 000, включая 3000 гражданских лиц, но без учета экипажей погибших кораблей и судов.

80-й отдельный сапёрный батальон 10 стрелкового корпуса первого формирования был уничтожен в Эстонии.

14 сентября 1941 года управление корпуса расформировано.

В этих страшных боях и переходах Тимофей Васильевич чудом уцелел и был направлен  в другую саперную часть - с августа 1941 г. по март 1943 г. служил командиром саперной роты 215 отдельного саперного батальона, инженером 402 саперного полка 168 стрелковой дивизии Ленинградского фронта.

С 1.03.44 г. по 25. 07.44 г. находился на излечении в госпитале в г. Ленинграде и г. Иваново.

С сентября 1944 г. по конец января 1946 г. служил заместителем командира 265 отдельного саперного батальона 156 сд 43 армии.

К концу июля 1941 года 168 дивизия оказалась в крайне тяжёлом положении, прижатой к северо-западному берегу Ладожского озера и оказавшись отрезанной от сил 7-й армии с правого фланга и частей 23-й армии с левого фланга. В начале августа 1941 с отдельными примкнувшими к дивизии полками 71-й (367-й стрелковый полк, 74-й отдельный разведывательный батальон и 230-й артиллерийский полк) и 115-й (708-й стрелковый полк) стрелковых дивизий сдерживала вражеские войска в районе Сортавалы, к 07.08.1941 была отрезана и от других частей корпуса.

С 18.08.1941 года дивизия эвакуируется через Ладожское озеро силами Северного отряда кораблей Ладожской военной флотилии. Финское командование знало об эвакуации, но помешать ей не смогло, вообще, финское командование весьма высоко оценивало стойкость именно этой дивизии, что вполне объяснимо: темп продвижения финских войск в первые дни наступления был на участке дивизии 1-2 километра в сутки, а в дальнейшем ещё более уменьшился. На момент эвакуации дивизия была прижата к бухте, занимая по фронту всего 2 километра.

21.08.1941 года части дивизии полностью собрались на острове Валаам. Было вывезено 10995 человек, 1823 лошадей и много техники; более того, дивизия смогла эвакуировать даже крупный рогатый скот. Всего дивизия провела в боях 35 дней, по её данным уничтожила около 18 тысяч солдат и офицеров противника. Через 5 дней дивизия отбыла в Шлиссельбург.

Ночью 28.08.1941 года дивизия была переброшена в Слуцк и в этот же день была поднята по тревоге. Вела бои в районе Слуцка, Пушкина, Колпино. Начала бои в районе Тосно, с 29.08.1941 по 07.09.1941 года, в районах Ново-Лисино, Красный Бор, Ям-Ижора, Фёдоровское. Сразу же перешла в контратаку, выбила немецкие войска из Поги, Поповка и Куньголово, стал развивать наступление в направлении Ульяновки, освободила Красный Бор и стал вести бои за Ново-Лисино. 17.09.1941 года оставила города Пушкин и Павловск и закрепилась на рубеже Московская Славянка — Шушары. С этого времение вела тяжёлые оборонительные бои в районе Путролово — Ям-Ижора по реке Ижора. К началу октября 1941 линия фронта стабилизировалась и дивизия с 01 по 24.10.1941 года вела бои местного значения, проводила контратаки в районе населенного пункта Путролово и совхоза Пушкинский 24.10.1941 года сдала позиции 7-й бригаде морской пехоты.

«В боях за гг. Пушкин и Слуцк особенно отличилась 168-я стрелковая дивизия полковника А. Л. Бондарева. Эта кадровая дивизия Красной Армии 45 дней героически сражалась на финской границе и в лесах Карелии, северо-западнее Ладоги. Выполняя приказ командования, ведя в тяжелейших условиях арьергардные бои, дивизия эвакуировалась на остров Валаам, а оттуда была переброшена под Ленинград. Воины её сумели сохранить почти всю боевую технику, в том числе гаубичный и пушечный артиллерийские полки». Г.Жуков. Воспоминания и размышления.

  После боёв на указанном рубеже дивизия была переброшена в Невскую Дубровку. Ночью 26.10.1941 дивизия прибыла на новое место сосредоточения в деревни Ексолово и в ночь на 03.11.1941 года частью подразделений форсировала Неву, высадилась на Невский пятачок и вела в течение семи дней безуспешные бои по расширению плацдарма, переправляя на пятачок всё новые подразделения. На Невском пятачке дивизия находилась до 28.12.1941 года, затем погрузилась в эшелоны и через Лисий Нос и Кронштадт была передислоцирована в Ораниенбаум на Ораниенбаумский плацдарм. Передислокация проводилась от Кронштадта пешим маршем по льду Финского залива. К 13-14.01.1942 года дивизия заняла позиции на плацдарме и держала там оборону вплоть до января 1944 года. 260-й стрелковый полк в феврале 1942 года был передан КБФ для усиления обороны Кронштадта и островов.

С 14.01.1944 года наступает в ходе Красносельско-Ропшинской операции с плацдарма. 19.01.1944 в районе Русско-Высоцкое, восточное Ропши подразделения 462-го стрелкового полка встретились с подвижной группой 42-й армии, наступавшей с красносельского направления, тем самым замкнув кольцо окружения. Продолжая наступление в ходе операции, к марту 1944 года с боями вышла на реку Великая в 8 километрах от Пскова. Вела тяжёлые и безуспешные наступательные бои до июня 1944 года, после чего переброшена на Карельский перешеек, где приняла участие в Выборгской операции, 19.06.1944 года ворвавшись в Выборг, 20.06.1944 года заняла позиции севернее города, затем вела вновь безуспешные наступательные бои западнее Выборга, в районе станции Тали, даже попав в полуокружение. Понесла большие потери.

В середине августа 1944 года переброшена в Прибалтику, в район Мадоны, вела тяжёлые бои в ходе Мадонской операции.

С сентября 1944 года принимает участие в Рижской операции, участвует в освобождении Риги, 03.12.1944 года районе местечка Ауцеа была сменена частями 123-й стрелковой дивизии, отведена в резерв фронта, затем до конца войны ведёт бои с блокированной Курляндской группировкой врага.

Фронтовики называли саперов тружениками войны. Строили и взрывали, минировали и разминировали, откапывали и закапывали… Часто под огнем, обстрелом, бомбами.. Все вручную. Лопата, топор, кувалда, лом, мотыга, пила двуручная, щуп для поиска мин, сделанный из шомпола, носилки…400 тысяч километров дорог и колонных путей было проложено саперами, а 370 тысяч освобождено от мин. Почти на всех больших и малых реках мужественно работали саперы, под огнем врага прокладывая путь нашей пехоте и технике. Они построили и навели более 11 тысяч мостов и множество различного рода переправ. Около 10 тысяч вражеских танков подорвались на минах, установленных саперами.

642 воина инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза, 266 человек награждены орденами Славы трех степеней. 6 инженерных бригад, 190 инженерных, саперных и понтонных батальонов и 5 отдельных рот стали гвардейскими.

Читаем в наградных листах на Ульченко Тимофея Васильевича:

« Руководил 14.01.44 года разградгруппами, проделывающими проходы для танков и пехоты 482 стрелкового полка 181 сд в заграждениях своихи противника, правильно организовал работу групп, тем самым обеспечил продвижение полка без потерь и в сорок, установленный командованием. Сам лично под ружейно-артиллерийским огнем проверил проходы…» Награжден орденом «Красная звезда».

«В ночь с 13 на 14.09.1944 кода капитан Ульченко лично руководил постройкой паромной переправы под грузы 12 тонн в районе Гравендале через реку Лиелупе, которая была готова в срок, назначенный командованием.

В момент наступления дивизии, капитан Ульченко своей личной инициативой и мужеством воодушевлял личный состав батальона на быстрейшее выполнение поставленной задачи, невзирая на беспрерывный артминометный огонь и налетов авиации противника обеспечил переправу на правый берег реки артполка и стрелковых подразделений дивизии.»

 За обеспечение переправы  стрелкового батальона 156 с.д. ордена Кутузова, на подручных средствах через реку Лейлупе награжден орденом «Отечественной войны 2-ой степени» приказ 43 армии № 0203 от 16.10.44 г.

Как и большинство фронтовиков, про войну рассказывать не любил. А мы, его дети, почему-то и не расспрашивали. Больше рассказывала мама про тяжелую голодную жизнь в эвакуации...
После войны был оставлен в кадрах.

Командир саперной роты,  старший адъютант батальона 43 отдельного гвардейского саперного Гдынского б-на 38 гв. стр. Лозовской Краснознаменной дивизии, инженерные должности в Группе советских войск в Германии и Прибалтийском военном округе вот послевоенный послужной список Тимофея Васильевича. Окончил службу командиром 400 военно-строительного отряда в Литве в воинском звании «подполковник». Строили дома, которые стоят до сих пор. Награжден орденами Красного Боевого знамени, Отечественной войны 2 степени, тремя орденами «Красная звезда», четырнадцатью медалями, в том числе «За оборону Ленинграда»,  «За отвагу» «За боевые заслуги».

Жена Ульченко Антонина Ильинична уроженка села Красный Яр Камышинского уезда Саратовской губернии, по профессии техник-строитель, успела эвакуироваться с двумя детьми в Сталинград и далее, в Куйбышевскую область в колхоз им.Энгельса, где проработала три с половиной года сначала на общих работах в колхозе, потом учетчиком и бригадиром.

Антонина Илинична с Тимофеем Васильевичем вырастили двух сыновей и двух дочерей.  Сын Валерий Тимофеевич и внук Валерий Валериевич служили офицерами в Войсках ПВО страны.

Уже нет наших родных с нами, но пока мы  живы - будем помнить вас и вашу Победу!




 

Регион Волгоградская область
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Камышин

Фотографии