Щадных Иван Андреевич
Щадных
Иван
Андреевич
старший лейтенант (в 1945г.)
Дата рождения: 18.01.1920

История солдата

Окончил военное авиационное учебное заведение. В 1941г. стрелок-бомбардир звена 125 скоростного бомбардировочного авиаполка.

05 мая 1941г. полк перебазировался на аэродром Миньков.

22 июня 1941г. с аэродрома Миньков 27 самолетов СБ полка, ведомые командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Посадка на аэродроме Н.Гудково. Экипаж Буйбарова- посадка Миньков.

23 июня 1941г. 18 экипажей совершили 27 боевых вылетов. Бомбардировали войска противника в районе Сапоцкин-Липск. Посадка- аэродром Солон.

24 июня 1941г.- 30 боевых вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в районе Пружаны, дороги Ивацкевичи- Картуз-Берёза. При бомбардировке аэродрома Солон был смертельно ранен майор Кобец. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич. 

Над целью огнем зенитной артиллерии был сбит один бомбардировщик СБ, еще три сбиты в воздушном бою истребителями противника. С боевого задания не возвратился лейтенант Щадных.

После возвращения в действующую армии направлен на курсы подготовки летчиков.

Работал вторым пилотом в 73 бомбардировочной авиадивизии авиации дальнего действия. Перегнал 5 американских бомбардировщиков В-25  Mitchell, полученных по ленд-лизу. 

Награжден медалью «За оборону Москвы».

К августу 1944г. воевал в составе 890 тяжелого бомбардировочного авиаполка. Летал на бомбардировщике В-25 в составе экипажа подполковника Белкова Петра Егоровича, штурман майор Мартынов Мван Савельевич, радист старший сержант Бордзиловский Павел Кузьмич, стрелки старший сержант Мурадов Ослан Сулейманович и младший сержант Попов Сергей Степанович. Совершил 30 боевых ночных вылетов.

Приказом от 16 мая 1945г. старший лейтенант Щадных награжден орденом Отечественной войны I степени.

Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1947г. награжден медалью «За боевые заслуги», в 1955г.- орденом Красной Звезды, в 1957г.- орденом Красного Знамени.

Службу окончил: 18.04.1960г. полковник.

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.

Регион Кировская область
Воинское звание старший лейтенант (в 1945г.)
Населенный пункт: Киров
Место рождения д.Лукашевка, Иванинский р-н, Кировская обл.
Годы службы 1937 1960
Дата рождения 18.01.1920

Боевой путь

Место призыва Кировский РВК, г.Ленинград
Дата призыва 18.08.1937
Боевое подразделение 125 скоростной бомбардировочный авиаполк, 890 тяжелый бомбардировочный авиаполк

Воспоминания

Из воспоминаний Ваулина Дмитрия Петровича, в 1941г. курсанта.

Нашу летную группу, состоящую из десяти человек, отправили на аэродром Солон, который находился от лагеря в 10 километрах, и добираться до него нужно было все по той же дороге. Отвезли нас на машине и приказали помогать по охране и вообще чем сможем.
А надо сказать, что в предыдущие дни нам совсем не хотелось есть - от этих бомбежек и суматохи, нервной обстановки у нас пропал аппетит. Но когда мы приехали на этот аэродром Солон - жутко захотелось есть, а там в термосах были макароны, и мы их ели руками, потому что не было ни вилок, ни ложек… Но комарья там было столько, что я запомнил на всю оставшуюся жизнь. Мы, чтобы ночь скоротать и спастись от этих комаров, надели противогазы, отвинтили от коробки шланги - и в шинель. А утром помогали техническому составу подвешивать бомбы на "СБ", и самолете улетали на боевое задание.
Когда все самолеты, кроме, может быть, одного или двух, улетели и мы остались на аэродроме практически одни, сели на краю взлетного поля и залюбовались, глядя в небо:
- Ох, какая красивая девяточка идет! Наши, видимо, возвращаются.
А это были "Юнкерсы", и они как посыпали бомбы на наш аэродром. Мы - в лес, а лес там болотистый, земля под нами так и проседала, и не густой - только кустарники и мелкие деревья. Думали, далеко забежали, оказалось, всего метров пятьдесят от опушки. А эта девятка прошла дальше, отбомбилась по старым дорогам, развернулась и обратно.
Мы, когда выбрались из леса, видим, что на посадку идет самолет. Шасси у него выпущено, но одно колесо есть на вилке, а второго - нет. У нас же - ни флажков, ни ракет, мы никак не можем ему просигналить, предупредить, а он идет на посадку. Он сел и, конечно, полный капот сделал. Мы подбежали - оказалось и штурман, и летчик, и стрелок живы. У штурмана кабину разворотило, но сам он уцелел. Летчика мы вытащили, а стрелок сам выбрался - у него кинжальная установка, так что можно и снизу выйти.
Еще пара самолетов пролетела на восток, а остальные - нет. И я наверняка знаю, что их всех сбили, потому что в этом вылете участвовал и Иван Андреевич Щадных, который в последствии служил в нашем 890-м полку и рассказывал, как все было. Сам он тогда был штурманом, их подбили и он выпрыгнул из горящего самолета. Лицо у него обгорело сильно. (Потом он переучился на летчика и уже сам летал. Впоследствии он стал командиром экипажа, а потом инспектором дальней авиации.)




..."Б-25" - интересная машина. Изумительное приборное оборудование, кабинное оборудование хорошее. Моторы хорошие. Было три радиостанции, связь со стартовым командным пунктом. Была ультрафиолетовая подсветка. УФО облучался со штурвала, а на приборах светящийся циферблат. Очень удобная, хорошая штука. Хороший электрический автопилот. Хороший у штурмана прицел был. Самолет был очень прост в управлении. Отличное приборное оборудование, отличные моторы воздушного охлаждения, уже трехколесное шасси - не с хвостовым колесом, как на наших самолетах, а с передним колесом. Экипаж уже состоял из 6 человек: командир корабля, второй летчик, штурман, стрелок-радист и два стрелка.



...Мой первый самостоятельный полет в качестве командира корабля - на Ригу. Ко мне подсадили не моего штатного второго летчика, а такого же, как я: командира корабля, но не инструктором, а вторым летчиком. Он был уже опытный - Щадных Иван Андреевич. Пошли мы на Ригу с четырьмя пятисотками.

из книги Героя Советского Союза генерал-полковника Василия Васильевича Решетникова

(О послевоенной подготовке к полетам на Ту-4)
Мой инструктор — замечательный летчик, умница, скромный и добрый человек, капитан Иван Андреевич Щадных, успевший дать мне допуск не только с командирского, но, что было для меня самым важным, и инструкторского кресла.
Казалось бы, тот допуск не бог весть каких высоких достоинств — всего лишь разрешение на полеты днем в простых метеоусловиях по кругу в районе аэродрома. Но большего мы и не жаждали. Ко всему остальному, самому сложному, теперь пробьемся сами.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: