Попов Павел Фёдорович
Попов
Павел
Фёдорович
капитан / командир эскадрильи
19.11.1914 - 10.03.1943

История солдата

История моего прадеда Попова Павлв Фёдоровича.

Подвиг.

На севере воевать всегда было сложно. После Сталинградской и Курской битв с наступлением коренного перелома в ходе войны, немецкие войска стали еще более упорно сопротивляться наступлению Красной армии.

После полярной зимы, в начале апреля 1943 г, немцы участили свои налёты на Кировскую железную дорогу. Это жизненно важная коммуникация стала работать с перебоями. Во второй половине апреля были случаи, когда по 3 — 4 суток не отправлялось ни одного состава. Особенно активно действовала неприятельская авиация на участке дороги от станции Кандалакша до станции Лоухи протяженностью 164 км.

         В то время немецкая авиация, в виду своей малочисленности, перешла к минированию железнодорожного полотна Кировской железной дороги. Тактика минирования заключалась в следующем. За 30 — 40 минут до наступления темноты группа из 6 — 8 бомбардировщиков Ю-87 на высоте 300 — 400 метров в обход постов наземного оповещения, маскируясь складками местности, проникала к железной дороге.

         Здесь группа делилась на пары, которые самостоятельно выходили на заранее намеченные перегоны. Фашистские пилоты, пролетая вдоль железнодорожного полотна на высоте 30 — 40 метров, сбрасывали на него бомбы замедленного действия с вибрационными взрывателями. Бомбы падали, как правило, в 1 — 8 метрах от полотна и взрывались от вибрации проходящего поезда. Улетали вражеские самолёты на высоте бреющего полета.

        Так же, чтобы дезориентировать советскую противовоздушную оборону и распылить силы советской истребительной авиации, немцы стали производить нападения мелкими группами бомбардировщиков под прикрытием истребителей по нескольким участкам и объектам сразу. Вражеская авиация прибегала к методу «закупорки» наших аэродромов к моменту действия своих бомбардировщиков. В таких операциях участвовали не только бомбардировщики, но и истребители.

Поэтому в начале марта 1943 года перед командованием 261 смешанной авиадивизии была поставлена задача нанести бомбовые удары по аэродромам противника — Алакуртти, Луостари и Кемиярви.

Однако, на подготовку воздушной операции не дали достаточно времени, сил и средств. Малейшее же упущение в организации подобных вылетов приводило к тому, что налёты оказывались неэффективными и сопровождались большими потерями нашей авиации. При этом в боях над аэродромами, как следует из опыта войны, терялись не только самолеты, но и в 70-80% случаев погибали летные экипажи. В то же время восстановление боеспособности частей именно в летных экипажах являлось весьма сложной задачей и занимало продолжительное время.

Если противнику давалось время, хотя бы в четверть часа, после обнаружения самолетом-разведчиком скопления самолетов на его аэродроме, то это означало обречь удар на неудачу - после пролета разведчика немцы успевали подготовиться, рассредоточить самолеты по полевым площадкам и другим аэродромам и т.д. В марте 1943 года эскадрилья под командованием Павла Попова вылетает на задание в район населенного пункта Алакуртти, где находится вражеский аэродром. При подходе к цели эскадрилья была встречена сильным зенитным огнем противника. Завязался воздушный бой с истребителями противника. «Командир маневрировал, зашел на цель и удачно отбомбился. Когда же самолет лег на обратный курс, его атаковали вражеские истребители.  Несколько вражеских самолетов было сбито, но в воздух все поднимались и поднимались новые. В результате налета были сожжены семь самолетов противника и взорван склад боеприпасов. Силы были неравны. Вернулся из боя только один наш самолет, экипаж которого и рассказал о бое. Среди не вернувшихся на аэродром в тот день был и экипаж командира эскадрильи Павла Попова. Бомбардировщик Пе-2 с экипажем в составе летчика П. Ф. Попова, штурмана К. Н. Попова, и стрелка – радиста Б.С. Брыжатюка, предположительно, был подбит зенитной артиллерией над самой целью.

Регион Свердловская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Нижний Тагил
Воинская специальность командир эскадрильи
Место рождения Россия
Дата рождения 19.11.1914
Дата смерти 10.03.1943

Боевой путь

Место призыва Россия
Боевое подразделение командир смешанной авиадивизии
Завершение боевого пути 10 марта 1943 года
Принимал участие Русско-финская война; Великая Отечественная война

Мой прадедушка Павел Федорович Попов родился 19 ноября 1914 года в Нижнем Тагиле. Закончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и поступил на Высокогорский механический завод, где несколько лет проработал токарем. Павел Федорович был общительным человеком и за это его все любили. Комсомольцы избрали его членом комитета. Также он увлекался и спортом играл в футбол и хоккей, бегал на лыжах и коньках. Во время работы на заводе и позднее, когда перешел в орготдел исполкома горсовета, он занимался в аэроклубе, со временем увлечение стало профессией.

В августе 1935 года Павел поступил в Оренбургскую военную школу летчиков и летнабов, которую закончил в 37-м. В учетно-послужной карточке значится, что военная служба пилота Попова началась в июне того же года в 50-й СБАЭ. Далее указан 51-й скоростной бомбардировочный авиаполк, входивший в состав АОН-2 (армия особого назначения), который формировался в Курске.

О жизни Павла Федоровича до войны в одной из газет также рассказывает его жена Вера Григорьевна: «Мы были вместе всего год. Приехала я к нему в Архангельск осенью сорокового налегке, с одним чемоданчиком. До островка Ягодник, где жили летчики, добираться надо было через северную Двину. Река еще не стала: где лед блестит, где полынья чернеет. Прыгаем с льдины на льдину, сердце обмирает: «Куда заехала!». А Павел только смеется. Он веселый, быстрый был, любил музыку, сам пел цыганские песни, с упоением слушал Русланову, Шульженко, имел патефон. Отпуск провели в Сочи. А потом грянула война». В октябре 41-го Павел настоял, чтобы Вера эвакуировалась в Нижний Тагил к родным, ведь она уже ждала ребенка.

«….они увидятся еще раз, Павел Федорович подержит на руках  десятимесячную дочку, не переставая удивляться, что она родилась в один день с ним..19 ноября, а Нэлли Павловна будет знать отца только по портрету, на котором изображен курсант в буденовке, да фотографии летчика у крыла самолета, по рассказам матери».

Награды

Орден Боевого Красного Знамени

Орден Боевого Красного Знамени

Награда была получена моим прадедушкой за совершенный подвиг, во время Великой Отечественной войны, награда получена посмертно. К сожалению, орден утерян.

Семья солдата

Павел
Рябоконь Павел Анатольевич

Внук погибшего бойца. Мой папа.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: