Пахотищев Николай Дмитриевич
Пахотищев
Николай
Дмитриевич
полковник / летчик
9.11.1919 - 1980

История солдата

Дядя моей прабабушки родился 9 ноября 1919 года в городе Тайшете Иркутской области. Окончил 7 классов. Учился в Иркутской школе военных техников и летно – планерной школе.  В 1940 году окончил Челябинское военное авиационное училище летчиков – наблюдателей, откуда же в августе 1941 года был призван на фронт. Одним из первых стал вылетать на боевые задания ночью. К маю 1945 года совершил 236 боевых вылетов  

Воевал в составе

-  1 скоростной бомбардировочный авиационный полк
22 гв. бап;
- 22 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк
213 ночная бомбардировочная авиационная дивизия;
- 217 скоростной бомбардировочный авиационный полк.
29 мая 1945 года присвоено звание  Герой Советского Союза , 

Награжден: 

- Орденом Ленина и медалью «Золотая звезда»,
- Орденом Красного Знамени (трижды),

- Орденом Красной Звезды (дважды)
- Орденом Отечественной войны II степени
Медалями: «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
          После войны продолжил службу в военно – воздушных силах. В 1952 году окончил военно – воздушную академию. С 1965 года находился в запасе и жил в городе Серпухове Московской области. Умер 5 июня 1980 г, похоронен в г.Серпухов. В родном городе Тайшет именем Николая Дмитриевича назвали один из районов города «Микрорайон Пахотищева». Я горжусь, что являюсь частью такой большой истории 

Регион Новосибирская область
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Чулым
Воинская специальность летчик
Место рождения Тайшет Иркутской области
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 9.11.1919
Дата смерти 1980

Боевой путь

Место призыва Челябинский РВК
Дата призыва 08.1941
Боевое подразделение 22 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк 213 ночная бомбардировочная авиационная дивизия;
Завершение боевого пути Германия

… В сентябре 1941 года в составе авиационного полка особого назначения на самолете Р-5 Н.Д. Пахотищев вновь бомбил танки Гудериана под Брянском. Три боевых вылета он совершил ночью, и это определило его дальнейшую судьбу как штурмана-ночника. В ноябре 1941 года он был направлен в полк ночных бомбардировщиков, формирующийся в городе Балашове. Лучшие экипажи получили разрешение досрочно выехать на фронт. И первым отправился экипаж, где был штурманом лейтенант И. Д. Пахотищев. В марте 1942 года в составе 618-го ночного авиаполка он начал боевую деятельность под Москвой. Особенно много вылетов совершил штурман по доставке грузов партизанам. За успехи в боевой работе Н. Д. Пахотищев был выдвинут па должность штурмана эскадрильи.

9 мая 1942 года ночью нужно было доставить груз партизанам в район юго-западнее Вязьмы. По сигналу загруженные самолеты быстро взлетели и скрылись в ночной мгле, взяв курс на запад. За линией фронта самолеты встретила густая облачность с сильной болтанкой. Видя, что пробиться не удастся, экипажи легли на обратный курс. Только Н.Д. Пахотищев упрямо шел вперед, штурману помогал опыт вождения самолета по приборам. Достигнув цели, стали снижаться, но земли по-прежнему было не видно. Покружившись у цели, Пахотищев, наконец, заметил огни. Точно по сигналу самолет сбросил груз, дал прощальную ракету и скрылся в ночной темноте.

Командование благодарило экипаж, доставивший груз партизанам. С этого дня за Н.Д. Пахотищевым и его боевыми друзьями закрепилась слава лучших летчиков-ночников. К лету 1942 года летчик-сибиряк совершил двадцать четыре боевых вылета на Р-5 и был представлен к ордену Красной Звезды.

Новый этап в боевой деятелыюсти летчика начался с июня 1942 года, когда он попал в 1-й ночной бомбардировочный авиаполк 213-й авиадивизии, которой командовал известный полярный летчик генерал В. Молоков. За одни только месяц И. Д. Пахотищев совершил девятнадцать успешных боевых вылетов ночью на уничтожение живой силы и техники врага западнее Москвы. Ему как одному из лучших штурманов было поручено ночное фотографирование в боевых условиях. Большая изобретательность и сообразительность потребовались от штурмана. По расчетам конструктора снимок должен был получаться при взрыве фотаб (специальной бомбы) на половине высоты полета. Однажды экипаж вылетел на фотографирование с высоты полутора тысяч метров. Замедлитель трубки взрыва штурман поставил на семьсот пятьдесят метров. Но плохая видимость и облачность прижали самолет к земле. Показалась цель. Произведя боковую наводку, штурман сбросил бомбы, он уже не надеялся привести с собой снимок, высота была всего триста метров. Но оказалось, что снимок удался. Это заинтересовало многих. Н.Д. Пахотищев заново произвел все расчеты на ночное фотографирование и проверил их на полигоне. С той поры все летчики полка, а затем и других соединений стали фотографировать с малых высот, получая самые отчетливые снимки. Точно так же путем поисков добился штурман увеличения высоты боевого применения фотаб, крайне необходимых при бомбежке крупных объектов с большой высоты.

По поручению командующего 1-й воздушной армией штурман Н.Д. Пахотищев в ночь на 5 октября 1942 года произвел разведку с ночным фотографированием аэродрома на территории совхоза Дугино, где фашисты сосредоточили много самолетов для удара по Москве. Днем подобраться к аэродрому было невозможно, нелегко оказалось выполнить задание и ночью. Аэродром был прикрыт сильным огнем зенитной артиллерии и прожекторами. Все же штурман сделал над аэродромом пять заходов и сфотографировал его. Ценные снимки доставил он на землю. Кроме того, прямым попаданием бомб успел поджечь два самолета.

За образцовое выполнение заданий командования полк, в котором воевал наш земляк, был преобразован в конце 1942 года в 22-й гвардейский, а по желанию летчиков полка, большинство из которых были сибиряки, ему было присвоено наименование Красноярский. Н.Д. Пахотищев был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красного Знамени. Сибиряк завоевал славу лучшего штурмана.

С апреля 1944 года Н.Д. Пахотищев воюет на 1-м Украинском, а затем на 4-м Украинском фронтах. За год он совершил семьдесят четыре боевых вылета, каждый из которых был мастерским по выполнению.

Вот некоторые записи из журнала боевых дел летчика-героя.

17 июля 1944 года он бомбил железнодорожный узел Львова, вызвал большой взрыв с последующим пожаром.

7 и 8 октября 1944 года водил группу на бомбежку станции Чоп. Несмотря на сложность погоды и большое противодействие огня зениток, сделал два захода на цель, прямым попаданием бомб в эшелоны и станционные склады вызвал пожары и взрывы, разбил десять паровозов и до ста сорока вагонов с военной техникой и боеприпасами.

При прорыве обороны противника в направлении станции Ясло 15 января 1945 года вызвал несколько пожаров.

Н.Д. Пахотищев четко и успешно выполнял задания по бомбардированию переднего края противника. Когда станции наведения перенацеливали самолеты, он быстро производил перерасчеты и точно поражал вновь указанную цель. За это штурман неоднократно получал благодарности как от своего авиационного командования, так и от командования наземных войск.

Последний свой бомбовый удар Н. Д. Пахотищев нанес 8 мая 1945 года. Всего за годы боев с фашистскими захватчиками он совершил двести восемьдесят боевых вылетов.

«Золотые Звезды иркутян», Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1982.

Фотографии

Дом, в котором Пахотищев НД жил до 1936 г

Дом, в котором Пахотищев НД жил до 1936 г

Герой Советского Союза Пахотищев НД

Герой Советского Союза Пахотищев НД

Мемориальна доска

Мемориальна доска

Микрорайон Пахотищева, г.Тайшет

Микрорайон Пахотищева, г.Тайшет

Семья солдата

Николай
Пахотищев Николай Дмитриевич

Автор страницы солдата