Паевский Владимир Александрович
Паевский
Владимир
Александрович
Капитан 2 ранга
26.02.1911 - 23.07.1981

История солдата

Паевский Владимир Александрович,  

капитан 2 ранга (капитан-лейтенант) ТЧ УГПК.

26.02.1911-23.07.1981 г.г.

Награды:

Орден  «Красной Звезды»  приказ № 186.  Награждение 22.12.1944 г.

Орден  «Отечественной Войны»  1 степени № 053.  Награждение 20.11.1945 г.

Орден  «Нахимова»  2 ст. № 675.  Награждение 12.10.1948 г.

Орден  «Красное Знамя».  Награждение 01.03.1943 г.

Медаль «За Боевые Заслуги»  от 07.11.1944 г.

Медаль «За Оборону Севастополя»  1943 г.

Медаль «За Оборону Одессы» 1943 г.

Медаль «За Оборону Кавказа»  1944 г.  

Медаль  «За победу над Германией»  1945 г.                                               

командир тральщика "ИСКАТЕЛЬ"   12.1940 - 07.1942.                                               командир сторожевого корабля "ШТОРМ"  21.03.1943 - 14.06.1944.

Участвовал в Обороне Севастополя 1941-1942г.г.

С первых дней Великой Отечественной войны тральщик "ИСКАТЕЛЬ" участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Неоднократно сопровождал корабли в осажденные города. В числе последних кораблей покинул Одессу, произведя 16.10.1941 г. минирование подходов к порту. В течение 1942 г. неоднократно ходил в осажденный Севастополь, доставлял топливо, боеприпасы, эвакуировал раненых бойцов. В декабре 1942 г. в отряде кораблей ходил к румынским берегам для нарушения морских коммуникаций и обстрела вражеских берегов.

20 сентября 1941 г. базовый тральщик «Искатель», построенный в 1938 г. на одном из заводов, шел после выполнения боевого задания от мыса Тарханкут в главную базу флота Севастополь. В 10.52 его атаковали три «юнкерса». Корабельные орудия и пулеметы открыли заградительный огонь. Командир капитан-лейтенант В. А. Паевский начал уклоняться от падающих бомб. Некоторые из них взорвались вблизи от корабля. Корму, мостик и палубу залило водой, ростры заволокло паром и дымом.

Тральщик покатился вправо. Гирокомпас перестал действовать, вышли из строя 100– и 45-мм орудия и один пулемет, погасло освещение. На ходовом мостике отключились указатели тахометров главных двигатели. Рулевой доложил, что корабль неуправляем, руль заклинило в положении «право на борт». По приказанию командира быстро перешли на ручное управление рулем. Команды в машинные и рулевое отделения передавали голосом. В машинных отделениях большинство контрольно-измерительных приборов были либо повреждены, либо разрегулированы. Вахтенные контролировали состояние работающих механизмов в основном «на слух» и «на ощупь». Понятно, что такой контроль возможен только при высоком уровне специальной подготовки мотористов, при их натренированности и способности обслуживать дизели в самых экстремальных условиях. Экипаж упорно боролся с поступающей водой, устраняя водотечность, заделывая деревянными чопами и подручными средствами осколочные пробоины. Заклепочные швы конопатили в доступных местах, воду из трюмов непрерывно откачивали за борт. Когда самолеты улетели, инженер-механик вместе со старшинами осмотрел поврежденные подшипники линии валов. По техническим условиям работа главного дизеля при таких повреждениях не допускалась, так как могла привести к выходу из строя дейдвудных сальников, да и самого дизеля. Принимается смелое решение идти своим ходом в Севастополь. Конечно, скорость хода ограничена, организовано тщательное наблюдение за работой дизелей и состоянием подшипников. Специально выделенные мотористы непрерывно следили за температурой подшипников линии вала. Сам лейтенант и старшины все время находились в машинных отделениях и контролировали работу дизелей. Особый контроль был установлен за качеством топлива. К 23.00 корабль благополучно прибыл в Севастополь. Принимая решение, учитывались все обстоятельства, в том числе и высокий уровень технической подготовки, а также мастерство и самоотверженность моряков.

Имя тральщика "ИСКАТЕЛЬ" занесено на "Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.

5 — 6 апреля 1943 г. СКР «Шторм» вместе с тремя СКА сопровождал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе. На обратном пути 7 апреля в 12-50 в 9 милях от Анакрии уничтожил плавающую мину. 9 — 26 апреля совершил пять переходов между Батуми, Поти и Туапсе. 27 — 29 апреля конвоировал из Поти в Туапсе ТЩ «Земляк» с войсками.

30 апреля 1943 г. в 18-30 вместе с ЭМ «Железняков» вышел из Туапсе под брейд-вымпелом командира 2-го дивизиона эсминцев капитана 2 ранга П.А.Бобровникова в район Анапы для обстрела аэродрома. 1 мая с 01-11 до 01-24 корабли вели огонь по аэродрому с дистанции 56 кбт. Освещали цель и корректировали стрельбу два МБР-2. Общий расход — 265 102-мм снарядов. На аэродроме наблюдалось большое зарево от пожара. Закончив стрельбу, корабли под прикрытием истребителей направились сначала в Туапсе, а затем — в Поти.
19 — 20 мая 1943 г. конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «Стахановец». 22 мая выходил из Туапсе для усиления конвоя ТР «Интернационал», поврежденного авиацией противника. 23 мая «Шторм» с двумя СКА вышел из Туапсе в Поти, охраняя ТЩ «Хоста». 28 мая прибыл в Туапсе из Поти, конвоируя ТЩ «Земляк» с грузом. 29 — 30 мая совместно с БТЩ «А. Раскин» и СКА конвоировал из Туапсе в Батуми танкер «Стахановец». 2 — 3 июня перешел из Батуми в Туапсе, и в 15-40 3 июня, конвоируя ТР «Тракторист», вышел из Туапсе. 4 июня в 10-56 конвой прибыл в Поти, в 12-47 СКР пришел в Батуми, а в 22-20 ушел в Туапсе. 5 июня он совершил переход Туапсе — Батуми, 6 июня — Батуми — Туапсе, а 7 июня Туапсе — Поти. 18 — 19 июня ходил в Сочи. 21 июня «Шторм» вышел из Поти к границе территориальных вод Турции для встречи ТР «Серов», шедшего из Трабзона (город в Турции, административный центр ила Трабзон, расположенный на берегу Чёрного моря, у устья р. Мучки). 22 июня в 12-30 прибыл с транспортом в Батуми. 24 июня в 03-12 вышел из Батуми в составе конвоя, сопровождавшего танкер «И.Сталин». На переходе противник противодействия не оказывал, и в 09-44 25 июня корабли были в Туапсе. 26 июня в 14-20 конвой вышел из Туапсе в Батуми. С воздуха его прикрывали истребители (от 25 до 38 самолетов). В результате все атаки вражеской авиации оказались сорваны. 27 июня в 15-52 конвой без потерь прибыл в Батуми. 28 июня в 22-30, конвоируя ТР «Райкомвод», направился из Поти в Туапсе, куда пришел 1 июля в 05-34. 2 июля в 05-00 прибыл в Сухуми, эскортируя из Туапсе танкер «Стахановец». В 05-48 вышел в район Сочи для усиления конвоя ТР «Райкомвод». 3 — 5 июля конвоировал из Батуми в Сухуми и Туапсе танкер «Красная Молдавия». 6 — 8 июля на переходе из Туапсе в Сочи и Поти сопровождал ТР «Райкомвод». 9 июля вышел из Батуми, находясь в охранении танкера «Стахановец». 10 июля конвой прибыл в Сухуми, а 11 июля — в Сочи. В тот же день СКР перешел в Туапсе, а 12 июля — в Поти.
В ночь на 20 августа 1943 г. СКР «Шторм» вместе с СКР «Шквал» совершил обстрел занятого противником аэродрома Анапа. Выпустив 193 102-мм снаряда и избежав попаданий с вражеских батарей, корабли благополучно возвратились в Туапсе, а 22 августа перешли в Поти.
28 августа 1943 г. СКР «Шторм» вместе с ЭМ «Железняков» прибыл в Туапсе из Поти. 9 — 10 сентября с СКР «Шквал» перешел из Туапсе в Батуми, откуда 11 сентября в 11-20 вышел в составе конвоя (СКР «Шквал», 3 БТЩ и СКА) в охранение танкера «Передовик». 12 сентября в 10.10 конвой прибыл в Туапсе, в 18-30 вышел обратно, а 13 сентября в 18.00 прибыл в Батуми. 17 сентября в 10-30 «Шторм» в охранении танкера «Передовик» вышел из Батуми. 18 сентября в 10-20 прибыл в Туапсе, где танкер разгрузился. В 18.00 корабли вышли в море, 19 сентября в 17-48 вернулись в Батуми. 7 октября СКР перешел из Поти в Туапсе, а 8 — 9 октября — из Туапсе в Батуми. 11 — 12 октября в составе отряда (3 БТЩ и 3 СКА) конвоировал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе. 13 — 14 октября конвой в том же составе с присоединившимся к нему СС «Юпитер» вернулся в Батуми. 29 — 30 октября конвоировал танкер «И.Сталин» и буксир ЧФ-2 из Батуми в Туапсе. 31 октября — 1 ноября корабли вернулись в Батуми, 1 ноября в 05-58 конвой был безуспешно атакован ПЛ. 30 ноября СКР «Шторм» вместе с СКР «Шквал» перешели из Туапсе в Геленджик и в тот же день вернулись в Туапсе. 1 — 2 декабря оба СКР, а также два БТЩ и четыре СКА конвоировали танкер «Передовик» из Туапсе в Батуми. 6 — 7 декабря «Шторм» перешел из Батуми в Геленджик, 8 декабря — в Туапсе и 9 декабря — в Поти. 7 декабря в 12-10 направился из Поти для встречи ТР «Серов», но в 15-06 вернулся, поскольку ТР не вышел из Трабзона. 19 декабря в 12-15 вторично вышел для встречи ТР «Серов» и 20 декабря в 8-15 прибыл с ним в Батуми. 21 — 22 декабря вместе с тремя БТЩ и десятью СКА конвоировал из Батуми в Туапсе танкер «В. Кутюрье». 24 декабря в сопровождении двух СКА ходил из Туапсе в Гудауту и Сочи, вернулся в Туапсе. 26 — 27 декабря опять же вместе с тремя БТЩ и десятью СКА конвоировал танкер «В. Кутюрье» из Туапсе в Батуми.
8 начале 1944 г. СКР «Шторм» встал на ремонт. 5 марта в сопровождении четырех СКА выходил из Поти на мерную милю у Кобулети.
27 апреля 1944г. перешел из Поти в Батуми. 9 мая сопровождал крейсер «Красный Крым» из Батуми в Поти. 10 мая вместе с ТЩ и 12 СКА конвоировал ТЩ «Пионер» и ТР «Тракторист» из Поти в Сухуми. 
11 мая 1944 г. в 04-40 конвой вышел из Сухуми в Туапсе, двигаясь со скоростью 17 уз. противолодочным зигзагом. В 17-30 в точке с координатами 43° 49,9′ с.ш. и 32° 23,8′ в.д. был атакован неприятельской ПЛ (Атаку произвела ПЛ U-9 (командир — капитан-лейтенант Клаус Петерсен); СКР «Шторм» был поражен самонаводящейся акустической торпедой Т-5 «Цаункениг». — Прим. ред.). В 17-33 в кормовой части раздался сильный взрыв, поднялся столб воды черно-бурого цвета, и корабль зарылся носом в воду. Кормовая часть по 123-й шп. (около 8 м) была оторвана и быстро погрузилась. Корабль остался без хода, образовался дифферент на корму. В 17-34 сыграли боевую тревогу. Последствия взрыва оказались серьезными:были затоплены кубрик № 3, машинная кладовая, артпогреб № 2, переборка между погребом и вторым МО фильтровала воду. Взрывной волной из румпельного отделения выбросило кислотный баллон и кусок палубы весом свыше 100 кг, которые разрушили фор-марс и носовой мостик. Оказалась разрушена колонка машинного телеграфа и повреждена штурманская рубка. За борт снесло минный кран и траловую лебедку. Взрывной волной за борт сбросило 45-мм орудие № 2, 37-мм автомат № 3. У 102-мм орудия № 2 вертлюг вместе с телом орудия был сброшен с тумбы, орудие упало на палубу, навалившись стволом на кормовой мостик. Получили повреждения и требовали заводского ремонта 37-мм автомат № 2 и пулемет «Кольт-Браунинг». К счастью, 10 больших и 6 малых глубинных бомб не сдетонировали, а сброшенные в воду взорвались последовательно по корме на расстоянии 1,5 — 2 кбт. В общей сложности корабль принял около 190 т воды, потеряв до 40% запаса плавучести. Погибли 13 человек, 6 — тяжело ранены, 11 —легко. Сразу же после взрыва началась борьба за живучесть, личный состав 2-го турбинного отделения установил подпоры на переборку затопленного 2-го погреба, произвел конопатку швов и сальников гребных валов. Обе турбины были застопорены. Дано освещение, запущены водоотливные средства для осушения 2-го МО. Экипаж корабля показал хорошую подготовленность, проявил инициативу и сметку в борьбе за живучесть в сложных условиях. Несмотря на полученные тяжелые повреждения «Шторм» остался на плаву, в 17-47 БТЩ «Щит» взял СКР на буксир и в 22-18 привел его в Туапсе. Осмотр в базе показал, что центр взрыва пришелся на 123-й шп. и сохранившаяся кормовая часть корабля между 108-м и 123-м шп. держалась на сгофрированных листах верхней палубы. Днищевые листы загнуло вверх и деформировало. С обоих бортов на 107-м и 108-м шп. в подводной части имелись пробоины площадью до 2 м2. С левого борта на 110-й шп., на 2 м ниже ватерлинии, шла пробоина размером 50×30 см с рваными краями наружу. Палубу 3-го кубрика подняло вверх почти до подволока. Верхнюю палубу до 108-го шп. деформировало со стрелкой прогиба до 1 м. Возникли гофры в районе 63 — 65-го шп. На переборке 108-го шп. была нарушена водонепроницаемость по заклепочным швам, переборка оторвана от обшивки борта. Правый турбозубчатый агрегат заклинило. Промежуточный вал во втором артпогребе скрутило по фланцевому соединению и согнуло под углом 40°. Поврежден гребной винт: одна лопасть отломана полностью, две другие оказались помяты и имели выщерблены. У левого турбозубчатого агрегата перебило гребной вал. Кронштейны гребных валов повисли на валах. Трубопроводы и механизмы машинно-котельных отделений повреждений не имели.

Водолазы Туапсинской ВМБ на место сорванных крышек горловин поставили деревянные щиты, а пробоины заделали клиньями и все залили цементом. После этого артиллерийский погреб № 2 был осушен. 31 июля на буксире МБ «Вежилов» в сопровождении БТЩ «Щит», 6 БО и 12 МО «Шторм» вышел из Туапсе и 2 августа приведен в Батуми.

В честь СКР «Шторм» в 1966г. назван Детский лагерь «ШТОРМОВОЙ» ВДЦ «Орленок».

Регион Севастополь
Воинское звание Капитан 2 ранга
Населенный пункт: Севастополь
Дата рождения 26.02.1911
Дата смерти 23.07.1981

Боевой путь

командир тральщика "ИСКАТЕЛЬ"   12.1940 - 07.1942.                                                    

командир сторожевого корабля "ШТОРМ"   21.03.1943 - 14.06.1944.

Воспоминания

Константин Паевский, внук

К моему глубочайшему сожалению я знаю про своего деда со слов своей матери Паевской Е.С. Дед очень не любил говорить про войну и все что с ней было связано и любые разговоры сразу пресекал, и тем более не любил говорить про свои награды, которые к огромному сожалению были украдены при нашем переезде когда мне было 8 лет. Все что мне удалось узнать про него, его подвиги и награды - только благодаря различным интернет ресурсам! Со слов матери - дед был очень волевым, мужественным и невозмутимым, был очень интересным собеседником, его очень любили молодые люди, просто находиться рядом с ним, так как он вселял чувство уверенности и спокойствия. Одним словом он был - настоящим мужчиной, настоящим офицером! Всегда любящим свою семью, своих близких и друзей!

Награды

Орден «Красной звезды»

Орден «Красной звезды»

Орден «Отечественной войны» 1 степени

Орден «Отечественной войны» 1 степени

Орден «Нахимова» 2 степени

Орден «Нахимова» 2 степени

Орден «Красное Знамя»

Орден «Красное Знамя»

Медаль За боевые заслуги

Медаль За боевые заслуги

Медаль За Оборону Севастополя

Медаль За Оборону Севастополя

Медаль За оборону Одессы

Медаль За оборону Одессы

Медаль за оборону Кавказа

Медаль за оборону Кавказа

Медаль За Победу над Германией

Медаль За Победу над Германией

Документы

other-soldiers-files/medal_za_boevye_zaslugi-ostalnye_medali.jpg

other-soldiers-files/medal_za_boevye_zaslugi-ostalnye_medali.jpg

other-soldiers-files/medal_za_boevye_zaslugi-ostalnye_medali-02.jpg

other-soldiers-files/medal_za_boevye_zaslugi-ostalnye_medali-02.jpg

other-soldiers-files/orden_krasnogo_znameni-01.jpg

other-soldiers-files/orden_krasnogo_znameni-01.jpg

other-soldiers-files/orden_krasnogo_znameni-02.jpg

other-soldiers-files/orden_krasnogo_znameni-02.jpg

other-soldiers-files/orden_nahimova_2_st-01.jpg

other-soldiers-files/orden_nahimova_2_st-01.jpg

other-soldiers-files/orden_nahimova_2_st-02.jpg

other-soldiers-files/orden_nahimova_2_st-02.jpg

other-soldiers-files/orden_nahimova_2_st-03.jpg

other-soldiers-files/orden_nahimova_2_st-03.jpg

other-soldiers-files/orden_otechestvennoy_voyny-01.jpg

other-soldiers-files/orden_otechestvennoy_voyny-01.jpg

other-soldiers-files/orden_otechestvennoy_voyny-02.jpg

other-soldiers-files/orden_otechestvennoy_voyny-02.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата