Никифоров Михаил Васильевич
Никифоров
Михаил
Васильевич
рядовой / водитель ГАЗ-АА
1906 - 28.07.1967

История солдата

Память, которая всегда со мной...

Я хочу рассказать о моём прадеде Никифорове Михаиле Васильевиче, дедушке моей мамы. Я никогда его не видел, но знаю его по рассказам бабушки.

 Он родился летом 1906 года, точная дата рождения потерялась, потому что в бедных семьях не было принято их отмечать.

Мой прадед родом из города Пугачева Саратовской области. Отец его был из донских казаков, а мать - белошвейка из деревни.

Он закончил семь классов и поступил в Саратовский сельскохозяйственный техникум, но, проучившись год, оставил его, и уехал  по набору на Горьковский автозавод.  Там он окончил курсы шоферов и получил права водителя 1-го класса. Поселился в общежитии, спустя некоторое время встретил мою прабабушку Марию Петровну, которая также по оргнабору приехала на Автозавод из деревни Потемино и работала в токарном цехе.

Появились дети. Своего жилья у прадедушки и прабабушки не было и они путешествовали в поисках стабильной работы, где можно было бы получить комнату. Так они жили то в Пугачеве Саратовской области, то на Автозаводе. На Автозаводе они снимали угол в частном небольшом доме рядом с поликлиникой, построенной немцами одновременно с заводом в виде свастики в 100 метрах от заводской территории.

Семья росла, на квартире было тесно, а очередь на жилье была еще далеко, и после долгих переездов прадедушка и прабабушка оказались на Бору, где Михаилу Васильевичу сразу выделили комнату в бараке, где они и жили до тех пор, пока не построили собственный дом.

В 1939 году началась финская война. Но об этой войне мало кто знал в то время. Прадеда просто вызвали в военкомат, ничего не объясняя, посадили в теплушку и повезли на север. Прабабушке Маше за то, что её кормилец воюет на фронте, дали мешок муки. Когда прадед вернулся с этой войны, он ничего не рассказывал о ней, и говорил, что ездил в дальнюю командировку.

В 1941 он опять ушёл на фронт. Мой прадедушка прошел всю войну на передовой, возил боеприпасы, оборудование, солдат, т.е. был всегда на линии огня. На фронте его ранило. А дело было так: он вез снаряды на передовую, и в его грузовик попала бомба. Ударной волной его выбросило из машины, в результате чего он был контужен и ранен в левую руку. Его отправили в госпиталь. Он долго переживал, сможет ли он водить машину. Но его вылечили и после  госпиталя на три дня отпустили домой. С фронта прадедушка пришел в 1945 году. С войны он вернулся весь седой. Когда дети просили его рассказать им о войне, то он ничего не рассказывал. У него было много наград: Орден Красной Звезды, медаль за взятие Кенигсберга, медаль за взятие Берлина, медаль за Победу в Великой Отечественной войне. Но он их редко носил, потому что был очень скромным.

Мой прадед был шофер 1 класса, отличный специалист своего дела. Он  работал на деревоперерабатывающем заводе, который в народе называли просто Лесотаркой в городе Бор Горьковской области.

Михаил Васильевич был очень порядочным и трудолюбивым человеком и на заводе, да и в округе, был одним из уважаемых рабочих и, обращаясь к нему, окружающие величали его только по имени и отчеству. Он возил лес с лесоразработок, дрова для рабочих, ремонтировал автомашины;  довольно часто ездил в командировки в Горький, Москву. На заводе считали, что из всех водителей только Михаил Васильевич сможет справиться с заданием в ответственной командировке.

Вставал прадед рано, в половине шестого, пил чай и в 6 утра уходил на работу. Работа его была связана с дальними поездками и, чтобы вернуться домой пораньше, а это примерно после 10 часов вечера, а то и за полночь, сам без будильника, поднимался ни свет, ни заря. Так было, когда он выполнял рейсы на лесозаготовки, так называемые делянки. Ездили в одиночку, без напарников, причем приходилось быть одновременно и грузчиком. Эта работа была очень тяжелая. Поездки в Горький и в Москву были связаны с огромным риском при переправе через Волгу, потому что зимой приходилось ездить по ненадежному льду, т.к. автомобильного моста через Волгу в то время не было. Тогда автомашины выстаивали километровые очереди, чтобы перебраться  на пароме на противоположный берег, а зимой, рискуя собственной жизнью и машиной, по ледовой дороге, стоя на подножке своего грузовика при открытой дверце, крепко держа руль, чтобы в случае провала не уйти под лед вместе с машиной.

Мой прадед умер от тяжелой болезни в 1967 году. Причём когда он воевал на фронте, он ничем не болел, а после войны его организм не выдержал чудовищной нагрузки, постоянных стрессов. Ему приходилось тяжело работать, чтобы прокормить семью, где было четверо детей.

Я никогда не видел своего прадеда, никогда не разговаривал с ним. У нас осталось только две его фотографии: довоенная, где он молодой, полный сил, с женой и детьми, и послевоенная, где он сфотографирован для Доски Почёта с Орденом Красной Звезды, которым он так гордился.

И я горжусь своим прадедом, память о нём всегда со мной.

Пыхов Ким

Регион Нижегородская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Бор
Воинская специальность водитель ГАЗ-АА
Место рождения г. Пугачев Саратовская область
Годы службы 1941-1945
Дата рождения 1906
Дата смерти 28.07.1967

Боевой путь

Место призыва Борский РВК
Дата призыва 07.1941

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

медаль "За взятие Кенигсберга"

медаль "За взятие Кенигсберга"

медаль "За отвагу"

медаль "За отвагу"

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: