Лобас Пётр Калиникович
Лобас
Пётр
Калиникович
Полковник / Летчик
10.06.1916 - 1.04.1985

История солдата

Родился 23 Июня 1916 года в селе Ляличи Михайловского района Приморского края в крестьянской семье. В 1930 году приехал вместе с родителями во Владивосток. После окончания школы ФЗУ работал столяром на "Дальзаводе". В 1936 году после окончания планерной школы поступил в Московский авиационный техникум, который успешно окончил в 1936 году. Работал мастером на авиационном заводе. Учился в аэроклубе. В 1940 году добровольно вступил в воздушно - десантные части ВВС. В 1941 году окончил Армавирскую военно - авиационную школу лётчиков. В Сентябре 1942 года из военной школы лётчиков Пётр Лобас прибыл на Волховский фронт под Ленинград. Только в Марте 1943 года он прошёл боевое крещение огнём.

Регион Московская область
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Люберцы
Воинская специальность Летчик
Место рождения село Ляличи (ныне Михайловский район Приморского края)
Годы службы 1940 1959
Дата рождения 10.06.1916
Дата смерти 1.04.1985

Боевой путь

Место призыва Москва
Дата призыва 1940
Боевое подразделение Полк
Завершение боевого пути 1945
Принимал участие Сражался на Волховском, Калининском, 3-м Белорусском фронтах. Защищал Ленинград, участвовал в Смоленско - Духовщинской операции, освобождал Оршу и Витебск, сраж...

С 3 сентября 1942 года старший сержант П. К. Лобас на фронтах Великой Отечественной войны в составе 744-го ИАП (1 мая 1943 года преобразован в 86-й Гвардейский ИАП). Был старшим лётчиком, заместителем командира и командиром эскадрильи. Летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3.

К январю 1945 года командир эскадрильи 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан П. К. Лобас совершил 106 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8730).

К 9 мая 1945 года совершил 163 боевых вылета, провёл 31 воздушный бой, в которых сбил лично 16 самолётов противника. Воевал на Северо-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Дважды легко ранен в воздушных боях (07.09.1943 года - в левую руку, 18.03.1945 года - в левую ногу).

Воспоминания

Мундир ветерана

В далеком 1978 году дед моей супруги Лобас Пётр Калиникович показывал свой мундир с боевыми наградами, когда она гостила у него в гостях в Москве.

Боевые вылеты

В один из дней 86-й Гвардейский истребительный авиационный полк должен был сопровождать штурмовики. В назначенное время истребители поднялись в воздух. Вдруг из-за облаков появились 6 FW-190. Они бросились на ведущих истребителей майора Кочергина и лейтенанта Кокошкина. Лобас стал разворачивать свой самолёт для атаки. Но пока он набирал высоту, фашисту удалось подбить Кокошкина, и тот выбросился с парашютом. К нему сразу же устремился "Фоккер". Однако Лобас опередил фашиста и прикрыл своего командира.
Вскоре вражеских самолётов осталось только 4. Но оставшиеся не уходили. Они с рёвом носились на фоне темнеющего неба, стремясь зайти в хвост "Якам". Лобас появился среди врагов в тот момент, когда один из них делал разворот. До отказа нажав на газ, он догнал фашиста и дал по нему очередь из пулемёта. Сноп трассирующих пуль пронизал вражеский самолёт. Он вспыхнул...
Бои в небе под Ленинградом становились всё напряжённей. Фашисты усилили налёты своей авиации на единственную оставшуюся плотину Волховской электростанции, снабжавшей Ленинград электроэнергией. Ежедневно для ударов по плотине враг посылал по 60 - 80 самолётов. Перед советскими лётчиками стояла задача не дать противнику сбросить бомбы на цель. Днём и ночью на подступах к плотине шли ожесточённые воздушные схватки.
Трудный бой разгорелся 1 Июня 1943 года. Немецкое командование бросило на плотину 64 бомбардировщика. Вражеские самолёты шли плотным строем, группами. Навстречу им поднялись 6 "Яков". Среди них был и самолёт Лобаса. И хотя силы были далеко не равные, наши лётчики смело вступили в бой. Первым на ведущего Не-111 бросился Лобас. На предельной скорости, пролетая мимо ведущего вражекой группы, он послал очередь бронебойных пуль. "Хейнкелю" было нанесено повреждение, но он продолжал лететь. Тогда Лобас, описав в воздухе небольшую дугу, снова устремился на врагов. На этот раз удар оказался более точным. Пули нашли топливный бак, и вражеский самолёт вспыхнул. А в это время боевые друзья сбили ещё 3 бомбардировщика.
В разгар боя из-за облаков вынырнули фашистские истребители. И всё же Лобасу удалось оттеснить от общей группы один из FW-190. Противник принял вызов. Разразилась смертельная дуэль двух истребителей. Теперь уже успех решали мастерство и сила воли. Как только немец вышел из пике и стал набирать высоту, Лобас, резко повернув самолёт на правую плоскость, приблизился к "Фоккеру". Огненная струя пуль и снарядов впилась в самолёт, и тот камнем пошёл вниз. Это был 4-й вражеский самолёт, сбитый Лобасом. Августе 1943 года развернулись кровопролитные бои на Калининском фронте. Здесь Лобас снова отличился. В 6 воздушных боях он лично сбил 6 самолётов противника. А однажды в течение 38 минут ему одному пришлось драться против 5 врагов. Он выдержал этот тяжёлый бой, уничтожив 3 "Юнкерса".23 Октября наши войска овладели городами Гольдан и Сувалки. В районе Вальтеркемена продолжались тяжёлые бои: немецкие войска упорно стремились замкнуть фланговые группировки и этим отрезать наш танковый корпус за рекой. Однако все контратаки противника были отбиты. Лётчики 240-й ИАД сопроводили до 200 штурмовиков Ил-2, провели 6 воздушных боёв. В одном из них, Гвардии капитан Лобас поджёг FW-190. Ни штурмовики, ни истребители потери не имели.
С Октября 1944 года у Лобаса начались ежедневные полёты в тыл врага. "Свободная охота" сменялась разведкой, разведка - сопровождением штурмовиков или бомбардировщиков.
4 Ноября Гвардии капитана Лобас звеном сопровождал группу Ил-2. Когда "Илы" начали бомбёжку вражеской цели, из-за облаков появилось 6 вражеских истребителей. "Яки" устремились на перехват. Немцам не удалось прорваться к нашим штурмовикам, и они парами набросились на истребителей. Завязался ожесточённый бой. Немецким лётчикам и на сей раз не удалось вывести из строя ни одного советского самолёта. Зато Лобас, проходя по замкнутому кругу, настиг "Мессера" и двумя короткими очередями срезал его. Это была его 14-я победа ! 18 Ноября 1944 года Гвардии капитан П. К. Лобас с ведомым Младшим лейтенантом Н. И. Тёпиным атаковали автоколонну противника. Тёпин меткой очередью поразил автомашину, которая свалилась в кювет. Немцы открыли по нашей паре сильный зенитный огонь. Лётчики ушли в район Инстербурга, где обнаружили небольшой эшелон - паровоз тащил 4 спальных и 6 товарных вагонов. Классные вагоны представляли определённый интерес: там могли находиться офицеры, может быть, даже высокого ранга. Гвардии капитан Лобас пробил паровозный котёл и поезд остановился. Младший лейтенант Тёпин в это время ударил по вагонам. Из них стали выпрыгивать и разбегаться фашисты. После повторной атаки лётчики заметили, что с аэродрома Инстербург взлетают вражеские истребители. Они набрали высоту и ушли в облака.
49 боевых вылетов совершил Лобас за время Восточно - Прусской операции. 4 вражеских самолёта, 15 автомашин, 5 паровозов и 3 железнодорожных эшелона - таков счёт лётчика в тех боях.

Награды

Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

19 апреля 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в боях» гвардии капитан Пётр Лобас был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением орден...

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Орден Александра Невского

Орден Александра Невского

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Золотая Звезда

Золотая Звезда

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8730).

Орден Ленина

Орден Ленина

За сбитые 15 самолетов противника

Красного Знамени  ( дважды )

Красного Знамени ( дважды )

Орден "Александра Невского"

Орден "Александра Невского"

Орден "Отечественной войны 1-й степени"

Орден "Отечественной войны 1-й степени"

Орден "Красной Звезды"   ( дважды )

Орден "Красной Звезды" ( дважды )

Фотографии

Майор Лобас П.К.

Майор Лобас П.К.

Руководство полетами

Руководство полетами

Однаполчане

Однаполчане

После войны

После окончания войны продолжал служить в ВВС, до 1946 года командовал эскадрильей в Группе советских войск в Германии. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). С 1951 года по 1954 год - заместитель командира отдельного учебно-испытательного полка Военно-Воздушной инженерной академии. С января 1955 года по июнь 1956 года находился в ГДР: военным советником командира отделения аэроклуба (январь 1955 - февраль 1956), военным советником командира авиаполка (февраль - июнь 1956). Затем служил начальником штаба бомбардировочного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). С декабря 1959 года Гвардии полковник П. К. Лобас - в запасе. Работал в ОКБ П. О. Сухого: заместителем начальника отдела лётных испытаний (1961 - 1966) и командиром лётно-транспортного звена (1966 - 1984). Жил в Москве. Умер 1 апреля 1985 года, похоронен на Кунцевском кладбище. В селе Михайловка Приморского края на Аллее Героев установлена мемориальная плита.

Семья солдата

Ирина
Измайлова Ирина Александровна

Однополчане

Могила на Кунцевском кладбище г.Москва

Могила на Кунцевском кладбище г.Москва