Иванов-Ещенко Валентин Матвеевич
Иванов-Ещенко
Валентин
Матвеевич
Гвардии сержант воздушно-десантных войск
3.03.1924 - 10.1918

История солдата

Иванов-Ещенко Валентин Матвеевич. Гвардии сержант воздушно-десантных войск. Родился 3 марта 1924 года. В 1941 г. добровольно из аэроклуба записался в Омскую аэрошколу в возрасте 17,5 лет. Прибавив себе при этом год. В 1943 году выпускников трех аэроклубов края добровольно записали в Омское военное летное училище. Но из-за нехватки летательных аппаратов Валентин Матвеевич со своими сослуживцами был перенаправлен в 336-ю стрелковую дивизию. И направлен на фронт по собственному желанию. Начал войну в июле 1943 года в составе 336-й дивизии. Летом 1944 года участвовал в освобождении Белоруссии. Там удалось окружить много немцев. Это был знаменитый Могилевский «котел». С 1944 года в воздушно-десантной воинской части. Затем вошли в Польшу, но вскоре перебросили под Будапешт в ноябре 1944 года. Демобилизовался в апреле 1950 года.Награжден орденами «Отечественной войны» первой степени, «Славы» третьей степени, двумя медалями «За отвагу», Медали: «За взятие Вены», «За освобождение Белоруссии», «За освобождение Украины».

Про войну дедушка говорил немного. Он больше любил вспоминать детство и послевоенные годы. Он больше любил шутить. Но достаточно было просто посидеть с ним рядом , чтобы почуствовать, сколько нужно было силы, особенно душевной, чтоб через это все пройти, что характер его волевой помог ему, а может и частично там сформировался. Он был крепок духом и о него мы заряжались этим и до сих пор, вспоминая, чувствуем внутреннюю поддержку. Общаясь с ним , мне очень четко приходило осознание радости жизни без войны. Дедшка был человеком с очень сильным внутренним стержнем. И строгим, и сентиментальным одновременно. Наверное, эта сильная воля в сочетании счеловеколюбием и помогли ему там и привели к нам. Вот одно из интересных интервью с моим дедушкой:

Валентин Матвеевич Иванов-Ещенко, богатый внуками и правнуками ветеран войны и труда, делится воспоминаниями о себе и стране в трагический период Второй мировой войны, своём так и несбывшемся желании стать лётчиком, однако состоявшейся службе в разведке, а в мирное время — работе на железнодорожном и строительном поприщах.

— Валентин Матвеевич, Вам 3 марта исполнилось 90 лет, 10 из которых Вы отдали военной карьере, в том числе в самые тяжёлые для страны годы. Кем Вы хотели стать, когда учились в школе?

В.И.: Я хотел летать, впрочем, как и многие мои сверстники. В начале 41-го года я активно посещал аэроклуб в Канске. Вот моя фотография тех лет, в будёновке (показывает фотографию), а вот моя детская фотография (показывает фотографию)… Но до контрольных полётов, в апреле 1941-го года, меня не допускали, так как выяснили, что мне ещё нет 18-ти.

Я обратился к сестричке (она работала зуботехником), а у неё подружка была, у который друг был участковым. Он выписал мне штраф за нарушение паспортного режима, из штрафа следовало, что мне есть 18 лет. В общем, я успешно прошёл контрольные полёты.

С началом войны нас, кто прошёл подготовку в аэроклубах Иркутска, Ачинска, Красноярска, отправили в омскую авиашколу, всего 200 человек с нашего региона.

Мы прошли подготовку в Омске, а потом нас отправили в Новосибирск, где мы уже заканчивали лётную подготовку.

— Значит, Вы прошли полную лётную подготовку, но почему тогда Вы не стали лётчиком?

В.И.: Весь наш курс отправили для пополнения пехотных формирований в Рубцовск, это уже был 1942 год. Не на чем было летать! На По-2 начали летать женщины, став для фашистов грозными «ночными ведьмами».

— И Вы после этого попали в разведку?

В.И.: Не совсем… До разведки ещё было далеко. Мы ждали, когда нас направят на фронт, несли повседневную службу. Сменился я как-то с караула и возвращался в казарму. Смотрю, знакомые ещё с лётной школы ребята что-то у склада крутятся. Я к ним подошёл, поздоровался. Смотрю, у склада дверь приоткрыта. Мне и говорит один из них: «О, Валентин, привет! На, возьми сало». И даёт мне пласт сала. Я и взял, хотя надо было задуматься, что они здесь делают и чем это может обернуться. Пришёл в казарму, положил сало под матрац, да и забыл про него. А уже к вечеру вызывают, идёт допрос, показывают мне сало, которое я положил под матрац, спрашивают: «Откуда оно у Вас?». В общем, очень быстро осудили всех. Меня на 8 лет. И сразу отправили на фронт, в штрафную роту. Я разговаривал потом с тем, кто мне дал сало. Он сказал, что они специально решили таким образом попасть на фронт, так как надоело по учебкам таскаться.

— Значит, штрафная рота?

В.И.: Да.

— Где воевали?

В.И.: Под Харьковом, там шли страшные бои, погибло огромное количество советских солдат.

Там я и получил самые тяжёлые ранения, в первом же бою. Он стал последним для очень многих из тех, кто поднялся тогда в атаку. Я сейчас инвалид второй группы из-за тех ранений в ноги. Два осколка до сих пор в ногах, один вышел двадцать лет назад, а несколько убрали из мягких тканей в военном госпитале. По нам тогда вёлся миномётный огонь, а потом ещё и оказались на минном поле.

— Минное поле наше, или гитлеровское?

В.И.: Не знаю, там и наши были минные поля, и гитлеровские. Я когда упал с перебитыми ногами и пополз, то обнаруживал и растяжки, и нажимные мины. Выполз к речке, задремал. Атака была днём, а выполз к речке уже вечером. Там меня случайно обнаружили наши разведчики, которые в этом месте переправились через речку, возвращаясь с задания. Меня узнал разведчик, с которым я успел раньше познакомиться. Мы с ним потом ещё пересекались. Благодаря ему меня вытащили, на телеге отправили в какую-то деревеньку, где собирали раненых. В общем, удалось выжить, четыре месяца ушло на интенсивное лечение, мышцы за это время на ногах совсем атрофировались. Но как начал ходить, сразу же стал пытаться быстрее вернуться на передовую.

— В свой штрафбат?

В.И.: Нет, судимость сняли, прямо в госпиталь пришёл сотрудник и объявил, что искупил кровью. Вот так-то.

— И куда удалось попасть?

В.И.: Я хотел летать. У меня появилась знакомая, училась в Томске на медицинском факультете с моей двоюродной сестрой. Она сказала, что в военкомат пришла разнарядка на двадцать человек в авиационную школу. Я срочно стал готовиться проходить врачебную комиссию. Прохожу комиссию, в самом конце терапевт меня осматривает, пишет «годен». И надо же, в этот самый момент входит врач-старикан, лысый, с бородой, грузин. Посмотрел, и спрашивает с акцентом: «Ну, что, молодой человек?». Я отвечаю: «Доктор решила, что я могу летать!». А он: «Летать, говоришь? А ну, вставай на табуретку, прыгай с неё!». Я прыгун и рухнул от боли. А он рядом с «годен» приписал большими буквами «НЕ» и расписался. Вот так я опять не стал лётчиком.

Очень скоро я оказался в военкомате, на пересыльном пункте. И там меня через окошко узнал парень из второй эскадрильи, ещё омской. Нас когда в Омск привезли, он уже летал. Он попал на передовую, но его сбили под Ростовом на шестом или седьмом вылете, и после лечения ранения его определили служить в военкомат. Мы с ним разговорились. Он понимал, где бы я хотел служить, но ничего подходящего не было. Он договорился, и меня отправили в артучилище в Уральск.

Стояли лютые морозы. Пока я ездил в Уральск, и морозы прошли бы, и, если бы мне там не понравилось, может быть появились бы какие-то нужные мне распределения на фронт. Так мой товарищ решил мне помочь. Приехал я в Уральск. Там молоденькие курсанты, каждый день маршируют с песнями. Нас среди этих курсантов оказалось трое уже послуживших. Мы ходили завтракать отдельно, без песен.

Наступает мандатная комиссия. Говорю генералу: «Я у Вас учиться не буду». Он: «Почему?». Отвечаю: «Я ходить с песнями не буду, если только вы меня на машине будете возить…». Он хмыкнул, и меня не приняли в училище. Возвращаюсь на пересыльный пункт. Мне мой знакомый говорит: «Тебе повезло! Формируется десантная бригада. Пойдёшь?». Я говорю: «Конечно, пойду!»

Так я и оказался в 3-й гвардейской воздушной бригаде под командованием полковника Сорокина. Он до 43-го года на Дальнем Востоке был полковником пехотным. Его оттуда прислали к нам, и он сразу подключился ко второй формировке 3-ей гвардейской воздушной бригады.

— А что означает вторая формировка?

В.И.: В 43-м году бригаду бросили на десантирование и от них почти никого не осталось. Поэтому и было новое формирование. Я стал разведчиком первого батальона. В батальоне было четыре роты. Формирование располагалось в Тейково, под Иваново.

— К какому фронту принадлежало формирование?

В.И.: Ни к какому, полк был отдельной единицей, входил в бригаду общего командования.

— В чём состояла подготовка к будущим боевым заданиям?

В.И.: Постоянные прыжки, прыжки с парашютом.

 

– А как Ваши ноги?

В.И.: Ноги уже начинали работать нормально. Да и у меня ведь уже был опыт прыжков, ещё с Канска. Я до войны даже два раза прыгнул с парашютом с ручным открытием, хотя мне и годков для этого было недостаточно — смог договориться. Кстати, в довоенном Канске с церкви с парашютом мог прыгнуть любой желающий. Сейчас такого нет.

– В каких Вы боях участвовали?

В.И.: В боях за освобождение Белоруссии, Польши, Венгрии, и не только. Это хорошо видно по медалям, вот медаль «За освобождение Праги», например.

— У Вас 28 правительственных орденов и медалей. Какие награды самые ценные для Вас?

В.И.: Орден Славы третьей степени, орден Отечественной войны первой степени, две медали «За отвагу».

— Когда для Вас закончилась война?

В.И.: Только к концу мая 1945 года. В тылах наших войск, которые рвались к Берлину, оставалась огромная немецкая группировка в центральной части Чехии, почти миллионная, очень боеспособная и не собирающаяся просто так сдаваться даже после капитуляции Берлина. Кроме того, немцы предпочитали сдаться американцам, которые медленно продвигались с запада по направлению к Праге.

5 мая в Праге произошло восстание против оккупационного фашистского режима, Чешский национальный совет бросил клич: «Злата Прага погибает!». Таким образом, восставшая Прага встала на пути между американцами и основной фашистской группировкой.

Ходили и другие разные слухи, что что-то не ладилось между Иосифами: нашим Иосифом Виссарионовичем и словаком, Иосифом Тито. Тито, якобы, имел какие-то территориальные амбиции. Также говорилось, что немцы хотят проскочить через Прагу, а летом вновь развязать новую войну.

Вот мы и пошли не на запад, а на восток. Это было с 8 на 9 мая и продолжалось до 20-х чисел. Где-то к 12 мая разобрались с основной немецкой группировкой, 60 генералов тогда пленили. Но ещё с неделю потом приходилось вылавливать многочисленные разрозненные немецкие группы. Бригада в те дни несла очень большие потери.

— Какие эпизоды военных лет всплывают в памяти чаще всего? Может быть успешные боевые действия?

В.И.: Как гибли товарищи…

— Военная служба для Вас не закончилась в 1945 году, а продолжалась до 1950-го. Что этому способствовало?

В.И.: Как закончилась война, я написал письмо маршалу авиации Голованову, что я закончил аэроклуб и т. д. Просил продлить свою службу в авиации. Так вот, стоим на границе, охраняем пленных, наш батальон там стоял до августа 45-го. Вызывают меня к полковнику Сорокину. Захожу к нему, он встаёт, подходит ко мне, улыбается: «Ну что, пехота, надоело ползать, летать захотел?». И протягивает мне ответ от маршала авиации — направить меня в распоряжение генерала Терешкова, начальника Новосибирской авиашколы. Сорокин дал распоряжение, чтобы меня хорошо собрали, напутствовал: «Летай, как надо! Как здесь воевал, так и там летай!».

Приезжаю в новосибирскую школу. Меня там очень тепло встретили, нашлись и бывшие товарищи.

— Какое у Вас тогда было звание?

В.И.: Старший сержант, а как прибыл в училище, стал старшиной.

— Так Вы стали лётчиком?

В.И.: Полетать полетал, а лётчиком так и не стал. Сдал за 17 дней весь курс теории, на «отлично», стал курсантом, много летали, на Ш-2, он как чайка. Полёты всегда начинались и заканчивались с меня. Молодые курсанты были без претензий. Летали с инструктором и уже должны были начать летать самостоятельно.

— И что случилось?

В.И.: 20 января 46 г. жизнь в школе прекратилась. В чём дело? Офицеры бегают с обходными. Появился приказ, решение Правительства — Новосибирскую школу лётчиков расформировать, офицерский состав распределить по частям, курсантов, у кого есть 10 классов — по лётным школам, а остальных — решать индивидуально. У меня было 9 классов.

Я попал в группу из 20 человек, которую не знали, куда деть. А в армии шла демобилизация. Нашу группу отправили в Будапешт. Там стоял 101-й полк бомбардировщиков, В-26, американских. Я стал старшим башенным стрелком. Там башни сверху, снизу и на хвосте, и две сбоку. Радисту — две боковых, нижний стрелок отдельный, и на хвосте постоянно находился стрелок. Мы в Будапеште пробыли с полгода, а потом наш полк перегнали на южную Украину. В апреле 1950-го года я демобилизовался.

— Куда Вы после этого направились?

В.И.: В родной Красноярский край, в Иланск.

— Чем стали заниматься?

В.И.: Я поехал в Красноярск учиться, поступил в военизированный железнодорожный техникум.

— Почему выбрали железнодорожный техникум?

В.И.: Я любил технику. Дядька Аким Семёнович Ещенко из Могилёвской области в своё время поехал на строительство Транссибирской магистрали, позже керосиновые лампочки зажигал на стрелках. Он и перетянул всю родню в Сибирь. А ещё раньше, тоже родственник, из Потатуркиных, был железнодорожником, он как раз и подсказал дядьке поменять профессию. Мой двоюродный брат, Миша Потатуркин, светлая голова, умница, в 24 года стал заместителем начальника железной дороги «Рига-Питер», закончил железнодорожный техникум в Томске, а потом за два года окончил институт. Его забрали в Москву. Все электрические выключатели, переключатели семафора он изобретал. Мы с ним общались.

— У техникума, как и у Вас, этот год юбилейный. В 1894 году именно в Красноярске было открыто первое в Сибири техническое железнодорожное училище! Вы знаете об этом?

В.И.: Нет, не в курсе…

— Расскажите подробнее о годах Вашей учёбы!

 

В.И.: Я отучился в техникуме четыре года. Наш курс был последним, который обучался военизированному железнодорожному транспорту. После нас уже выпускались просто техники. Я окончил техникум с отличием.

— А где жили?

В.И.: В общежитии, оно было возле первой проходной Комбайнового завода.

— Техникум находится в районе проспекта Свободного, это далековато от общежития!

В.И.: Ну и что, встали, да пошли! Первые курсы жили в бараках на ул. Новосибирской, то есть недалеко от техникума, а 3 и 4 курсы жили уже подальше. Вот фотография 2012 года в классе, за партами, нашего того выпуска (показывает фотографию), до сих пор поддерживаем отношения...

— Как был организован образовательный процесс?

В.И.: Если бы мне решать, я бы оставил обучение таким же, каким оно было, когда готовили военных техников. Подъём, общая зарядка, то есть армейские порядки. После нас всё это ушло в прошлое. Мои сокурсники потом, когда встречались, отмечали, что техникум дал им собранность, дисциплинированность, целеустремлённость, все самые хорошие качества.

— Вы, наверняка, выделялись из общей массы курсантов…

В.И.: Меня попросили, так как у меня был армейский опыт, помогать руководству. Я смотрел за порядком, чтобы были убранные тумбочки, одежда. Приезжали ведь из деревень, некоторые привыкли подойти к кровати, скинуть брюки, да и закинуть их ногой под кровать. Приучал сложить аккуратно, повесить. Наставлял молодёжь, больше с юмором, помогал, меня хорошо воспринимали. Потом даже выбрали председателем студенческого профкома.

— Чем занимались в свободное время?

В.И.: Ходили в деревянный клуб неподалёку, кинотеатр «Ударник». Были рядом с техникумом поле футбольное, волейбольное, стадион.

— Кого помните из преподавателей, руководства техникума?

В.И.: Всех помню. Начальником учебной части был Лапков, директором — Одинец. Аксёнов преподавал «Вагоны», недавно похоронили. Павел Фёдорович Ермошенко преподавал математику…

— Хороший был преподавательский состав?

В.И.: Хороший!

— Как Вы осваивали математику после десятилетнего перерыва в учёбе?

В.И.: Я и в школе, и в техникуме учился на пятёрки, в том числе у Павла Фёдоровича. На четвёртом курсе у нас уже была высшая математика.

Поехал я как-то в Управление железной дорогой, чтобы получить какие-то ЦУ по профкомовской линии. Из-за этого не успел подготовиться, и назавтра на контрольной по математике из трёх задач одну не решил. Павел Фёдорович поставил мне тройку, а общую оценку по высшей математике в диплом вывел четвёрку. «Ты, — говорит, — меня оскорбил. Никто из ребят так сознательно, как ты, математику не знает!»

— Почему у Вас потом не сложилась карьера железнодорожника?

В.И.: Она у меня очень хорошо складывалась. Я был в числе двадцати лучших рационализаторов производства. Я и ребятам давал заработать — нарисую картинку, как что-то улучшить, а они уже доводят «до ума».

У меня жена работала на правом берегу, в торговле (показывает её фотографию). Довольно рано умерла, очень хорошая была девушка, мы поженились сразу после окончания мной техникума, как и договаривались. Так вот, мы жили далеко от моей работы, снимали комнатку в Красмашевском посёлке. Главный бухгалтер, у которого мы снимали квартиру, пригласил меня в Управление капитального строительства инженером. Расширяли завод «Красмаш», строили Холодильный завод, очень много задач стояло. Я потом стал начальником отдела оборудования Управления строительством.

— Сколько Вы проработали на железной дороге?

В.И.: Года два. Чем хорошо обучение в техникуме? От «а» до «я» учат. Поэтому поработал и постановщиком, осмотрщиком вагонов, с молотком ходил, трещины обнаруживал, был и мастером автоконтрольного пункта на станции Красноярск, и потом ушёл. Меня не хотели отпускать.

— Чем Вы успевали заниматься в свободное время?

В.И.: Любил в тайгу сходить. В тайге в 80-е гг. столько ходили, что один осколок из ноги вышел. Дача была. Растил сына с дочерью. Сейчас вот только с ходунками передвигаться могу.

— С кем поддерживаете связь из сослуживцев?

В.И.: Поумирали все, остался один десантник из нашей бригады, в Минске живёт.

— Вам кроме родственников кто-то помогает?

В.И.: Вот поздравительная бумага из соцзащиты в связи с 90-летием. Как я понял, 5 тысяч рублей дадут, по тысяче в год, пять раз.

— А до этого материально помогали?

В.И.: Нет, только пенсия, и всё.

— С праздником Вас Победы!

Регион Красноярский край
Воинское звание Гвардии сержант воздушно-десантных войск
Населенный пункт: Красноярск
Место рождения г.Канск
Годы службы 1943 1950
Дата рождения 3.03.1924
Дата смерти 10.1918

Боевой путь

Место призыва г.Канск Красноярский край
Дата призыва 1943
Боевое подразделение 336 стрелковая дивизия
Завершение боевого пути 1950 г.
Принимал участие В боях за освобождение Белоруссии, Польши, Венгрии,

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: