Хиль Владимир Антонович
Хиль
Владимир
Антонович
гвардии старший лейтенант
Дата рождения: 29.05.1922

История солдата

После окончания военного авиационного учебного заведения направлен в 9 запасной авиаполк 8 запасной авиационной бригады.

С февраля 1943г. в составе 130 бомбардировочного авиаполка (командир полка майор Гаврилов Семен Никитович).

17 апреля 1943г. 9 самолетов Пе-2 полка, взлетев с аэродрома Адуево, в 07-10 бомбардировали аэродром противника Сеща. В группе был экипаж 1-й авиаэскадрильи: младший лейтенант Хиль Владимир Антонович, штурман младший лейтенант Валитов Саберьян Юламанович, стрелок-радист сержант Сатин Василий Поликарпович.

06 мая 1943г. 9 самолетов полка в 05-45 бомбардировали аэродром противника Сеща. Второй вылет на бомбардировку аэродрома Сеща в составе девятки совершили с 18-30 по 20-18.

13 мая 1943г. экипаж Хиль, Валитов, Сатин в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.

08 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.

10 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали аэродром противника Сеща. Над целью девятка была атакована звеном истребителей ФВ-190 и парой Ме-109. Истребители произвели три атаки. В воздушном бою самолет экипажа Хиль, Валитов, Сатин получил первую пушечную пробоину руля глубины и стабилизатора, вторую пробоину- в плоскости.

12 июля 1943г. в составе 13 самолетов бомбардировали артиллерию противникав раойне д.Речица.

17 июля 1943г. в составе девятки бомбили железнодорожную станцию Белые Берега.

07 августа 1943г. в составе девятки, взлетев с аэродрома Прудново, бомбардировали железнодорожную станцию Спас-Деменск.

08 августа 1943г.- скопление войск в районе д.Гнездилово.

09 августа 1943г.- живую силу и артиллерию в д.Гнездилово-южное.

10 августа 1943г. экипажа Хиль, Валитов, Сатин в составе восьми Пе-2 бомбардировали живую силу и артиллерию в д.Гнездилово-южное. Вторым вылетом в составе девятки- в район Гнездилово.

13 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня. На выходе от цели атакованы шестью истребителями Ме-109, которые после первой атаки были атакованы нашими истребителями прикрытия. У самолета мл.лейтенанта Хиль при подлете к своему аэродрому отказал правый мотор. Летчик благополучно произвел вынужденную посадку с убранными шасси.

19 августа 1943г. экипаж: Хиль, штурман мл.лейтенант Куркалов Михаил Михайлович, Сатин, в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.

28 августа 1943г. экипаж Хиль, Куркалов, Сатин в составе пятнадцати самолетов бомбардировали узлы сопротивления противника в районе Обухово и Черничник. Вторым вылетом- узел сопротивления в Флясово. Третьим вылетом- живую силу и артиллерию в районе Уварово.

30 августа 1943г. в составе девятки- железнодорожную станцию Клоково.

31 августа 1943г. три боевых вылета в составе девятки- железнодорожный мост у станции Приднепровская, колонну войск на дороге мутище- Шатьково, станцию приднепровская. После третьего вылета экипаж произвел посадку на аэродроме Дубки.

01 сентября 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Приднепровская.

03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.

05 сентября 1943г. два боевых вылета- в район д.Быки и д.Плотки.

14 сентября 1943г. с аэродрома Павлово в составе 14 экипажей бомбардировали аэродром Боровское.

15 сентября 1943г. экипаж Хиль, штурман мл.лейтенант Проклов Александр Филиппович, Сатин, в составе 15 экипажей бомбардировали позиции противника в районе Быки- Новые Быки.

16 сентября 1943г. экипаж Хиль, Проклов, Сатин, в составе 14 экипажей босмбардировали узел сопротивления в районе Быки- Берники.

17 сентября 1943г. экипаж Хиль, Валитов, Сатин в составе 14 экипажей босмбардировали позиции противника в районе Хатеево- Ханино.

21 сентября 1943г. в составе 11 экипажей бомбардировали узел сопротивления в районе Трухоново.

22 сентября 1943г. в составе 9 экипажей возвратилиь, не выполнив боевого задания, из-за плохих метеоусловий.

26 сентября 1943г. в составе 8 экипажей бомбардировали войска и технику в д.Красное.

12 октября 1943г. в составе 9 экипажей бомбардировали оборонительные сооружения у д.Цибульская.

13 октября 1943г. в составе 13 экипажей бомбардировали позиции противника у д.Цибульская.

К концу февраля 1944г. гвардии младший лейтенант Хиль совершил 32 успешных боевых вылета, представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 14 апреля 1944г. награжден орденом Отечественной войны I степени.

23 июня 1944г. при взлете с размокшего аэродрома на большой скорости зарулил в воронку. Самолет потерпел аварию, экипаж невридим.

02 июля 1944г. в составе 27 самолетов бомбардировали железнодорожную станцию Молодечно. В районе цели обстреляны огнем зенитной артиллерии. Экипаж гвардии лейтенанта Хиль с задания не вернулся- подбитый зенитным огнем, ушел со снижением. Летчик произвел вынужденную посадку с убранными шасси на территории, занятой противником в районе Хорунженце, в 30км. севернее г.Минск. Экипаж находился в партизанском отряде. 05 июля территория была освобождена нашими войсками. Оставив стрелка-радиста для охраны самолета, летчик и штурман гв.лейтенант Валитов возвратились в полк.

09 июля 1944г. в составе 8 самолетов бомбардировали мост через р.Меречанка у г.Вильнюс. Результаты сфотографированы на фотоаппарат, установленный на борту эуипажа Хиль-Валитов.

15 декабря 1944г. в составе 17 самолетов полка бомбардировали северный порт Либава. При подходе к цели встречены огнем зенитной артиллерии. У экипажа Хиль, штурман гв.мл.лейтенант Цибульник Степан Яковлевич, Сатин, ведущего левого звена, был поврежден левый мотор. Экипаж сбросил бомбы на береговые сооружения и  с резким разворотом вышел из строя и со снижением пошел в сторону линии фронта, но был атакован истребителями противника. На второй атаке у самолета был поврежден стабилизатор и кабина стрелка-радиста. После второй атаки Василий Поликарпович прекратил вести огонь (переговорное устройство вышло из строя), летчик не мог узнать о состоянии стрелка-радиста. После нескольких атак загорелась левая плоскость, консольный бензобак взорвался. Штурман Цибульник ответным огнем сбил один ФВ-190. Истребители прекратили преследовать горящий самолет. Летчик и штурман покинули падающий самолет и приземлились на территории, занятой противником в районе станции Гавиэни. Командир звена гвардии старший лейтенант Хиль был взят в плен солдатами, охранявшими станцию. Штурман перешел линию фронта и 18 декабря прибыл в полк.

Владимир Антонович содержался в лагерях городов Хев, Вайден, Карлсбад. В качестве чернорабочего работал на заводе «Садау».

Освобожден в мае 1945г.

Следуя по направлению в 12 запасную стрелковую дивизию из Брестского горвоенкомата до станции Алкино в команде из 5 человек. 29 мая 1945г. в г.Москва отстал от команды. Пошел в Ростокинский райвоенкомат, но в выходной день тот был закрыт. Пошел в кино, где был задержан СМЕРШем. Доставлен на Московский военно-пересыльный пункт.

08 июня 1945г. направлен в 32 запасной стрелковый полк 12 запасной стрелковой дивизии, станция Алкино (Куйбышевская железная дорога).

Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Уволен в запас: 27 ноября 1948г.

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.

Регион Москва
Воинское звание гвардии старший лейтенант
Населенный пункт: Москва
Место рождения с.Мелеховка, Лаптевский р-н, Тулькая обл. Призван: 14.11.1940г. Ростокинский РВК, г.Москва.
Годы службы 1940 1948
Дата рождения 29.05.1922

Боевой путь

Место призыва Ростокинский РВК, г.Москва
Дата призыва 14.11.1940
Боевое подразделение 130 бомбардировочный / 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк

Воспоминания

Статья капитан П. Павленко. Газета "Сталинский сокол" от 23 апреля 1943г.

18 апреля Совинформбюро сообщило о налёте лётчиков Западного фронта на немецкий аэродром. Передаём некоторые подробности этого налёта. На крупном аэродроме, расположенной в ближнем тылу немецко-фашистских войск, враг сосредоточил большое количество бомбардировщиков и истребителей. Гитлеровцы рассчитывали наносить отсюда удары по вашим важнейшим коммуникациям и авиационным базам. Аэродром был сильно защищён зенитными средствами, с утра и до вечера его прикрывали истребители. Узнав о сосредоточении вражеской авиации, наше командование решило нанести по этому аэродрому массированный удар бомбардировщиков и штурмовиков во взаимодействии с истребителями. Заранее был детально продуман и разработан весь план этого сложного воздушного налёта, где требовалось чёткое взаимодействие всех родов авиации. На (17 апреля) рассвете девятка бомбардировщиков поднялась в воздух. Вёл группу трижды орденоносец капитан Лоханов – опытный и умелый командир. Это был его 170-й вылет. Вместе с Лохановым летели молодые лётчики, совершившие по 2–3 вылета, – Фалин, Матвеев, Хиль и другие. Одновременно с соседних аэродромов поднялись в воздух другие группы наших бомбардировщиков и штурмовиков. На подступах к цели немцы встретили наши самолёты ураганным огнём зенитных батарей и крупнокалиберных пулемётов. Капитан Лоханов первым прорвался сквозь огненную завету. За ним устремились и другие экипажи. Внизу были отчетливо видны ряды вражеских самолётов. Оторвались бомбы, и сразу же на земле один за другим вспыхнули пожары, раздались оглушительные взрывы. Советские лётчики зафиксировали прямые попадания на взлётной полосе, на стоянках самолётов и в районе складских сооружений. Массированный налёт бомбардировщиков закончился сокрушительной штурмовкой, которую осуществило несколько подразделений «ИЛ’ов». По предварительным данным, в результате налёта наши лётчики уничтожили больше 30 немецких бомбардировщиков и истребителей, взорвали склад горючего, подавили огонь двух зенитно-артиллерийских батарей и 5 зенитно-пулемётных точек. Наши самолёты потерь не имели.

Документы

09.07.1944г. фотосхема слева выполнена с борта самолета экипажа Хиль-Валитов

09.07.1944г. фотосхема слева выполнена с борта самолета экипажа Хиль-Валитов

15 .12.1944г.

15 .12.1944г.

Фотографии

Семья солдата

Антон
Хиль Антон Фомич

отец

Однополчане

Куркалов Михаил Михайлович

Куркалов Михаил Михайлович

Проклов Александр Филиппович

Проклов Александр Филиппович

Цибульник Степан Яковлевич

Цибульник Степан Яковлевич

Валитов Саберьян Юламанович

Валитов Саберьян Юламанович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: