Гуторов Егор Иванович
Гуторов
Егор
Иванович
матрос

История солдата

В сентябре 1944 года Т-120,  на котором в это время  служил матрос Гуторов Егор Иванович, в составе каравана из четырех транспортов и семи кораблей охранения двигался из моря Лаптевых через прол. Вилькицкого к Диксону. 23 сентября, в 1 час 13 минут к северу от о. Кравкова, командир шедшего в охранении сторожевого корабля доложил по радио, что обнаружил вражескую подводную лодку. Тотчас командир конвоя приказал тральщику т-120 атаковать ее. Тральщик направился к месту, указанному сторожевым кораблем, однако предупредить нападение не успел. Вражеская подводная лодка уже атаковала сторожевой корабль, который через две минуты затонул. 

Тральщик т-120 был оставлен для поиска подводной лодки, а караван двинулся дальше и к утру благополучно достиг о. Диксон. После этого командиру  тральщика т-120  была дана радиограмма о возвращении. Получение радиограммы было подтверждено, но тральщик не появился. Судьба его выяснилась лишь через несколько суток, когда с двух островков Карского моря были сняты оставшиеся в живых и высадившиеся там после трехсуточного плавания и дрейфа, на понтоне и катере люди экипажа тральщика. 

Оказалось, что при возвращении тральщик встретился с подводной лодкой и атаковал ее глубинными бомбами. Лодка, однако, сумела увернуться от бомб и в свою очередь атаковала тральщик. Взрыв торпеды произошел в кормовой части. Силой взрыва руль и винты корабля были вывернуты кверху, наружу, корпус деформировало до самого форштевня. Радиоприемники, радиопередатчики, радиопеленгаторы, эхолоты и другие приборы вышли из строя, вспомогательные механизмы перестали работать. Свет на корабле погас. Тральщик потерял ход и накренился на левый борт до 6–7 градусов. 

Действия командира и экипажа корабля в эти критические минуты были четкими и слаженными. Принятые меры позволили сохранить поврежденный корабль на плаву, однако он, не имея хода, оставался неподвижной мишенью для повторных атак вражеской подводной лодки. Поэтому капитан т-120 принял решение оставить на борту лишь необходимое для защиты корабля количество людей, а остальным 46 членам команды с секретными документами приказал высадиться на катер и понтон. Мой отец, Гуторов Е.И. с группой матросов добирался до берега на понтоне.

На тральщике осталось на боевых постах 34 человека во главе с командиром. Как рассказывали спасшиеся моряки, лодка всплыла в 3–4 кабельтовых от тральщика. Артиллерийским огнем с тральщика удалось повредить ее рубку, но лодка снова погрузилась, а затем атаковала тральщик. Торпеда попала в среднюю часть корабля. Когда дым от мощного взрыва развеялся, на поверхности моря оставалась на плаву только носовая часть тральщика, людей не было видно. Всплывшая лодка прошла полным ходом мимо носовой части тонувшего тральщика и скрылась в направлении, противоположном курсу понтона и катера, к счастью, не заметив их. 

Пока понтон и катер шли к месту, где тонул корабль, носовая часть погрузилась, продержавшись после взрыва на плаву десять – пятнадцать минут. На месте гибели тральщика никого из оставшихся на борту людей не оказалось. Все 34 человека погибли на боевых постах вместе с кораблем. 

Регион Курская область
Воинское звание матрос
Населенный пункт: Курск

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: