Фролов Григорий Иванович
Фролов
Григорий
Иванович
рядовой

История солдата

(1916 - 1982). Григорий Иванович Фролов родился 17 ноября 1916 года в деревне Буда Дубровского района Смоленской губернии. До войны он работал трактористом в Дубровской МТС. В 1939 году был призван в армию. Служить ему довелось в Прибалтике, потом в Ленинграде. Окончив школу младших командиров в Риге, был направлен в батальон обслуживания аэродрома, где и застала его война. В боях с фашистами совершенствовалось ратное мастерство солдата Фролова. К сожалению, и ему пришлось отступать с тяжелыми боями. В середине ноября 1941 года под Ленинградом сложилось тяжелое положение. Главное внимание в создавшейся обстановке советское командование уделяло разгрому Тихвинской группировки противника. С разгромом гитлеровцев под Тихвином значительно сокращался путь для подвоза грузов к осажденному городу на Неве. Участие в операции принимал и Григорий Иванович. Несмотря на то, что Ленинград находился в плотном кольце блокады, по ледяному панцирю Ладоги была проложена 45-километровая трасса, получившая название «Дорога жизни». На трассе делали настил из соломы и древесных сучьев, что и укрепляло дорогу. Григория Ивановича, как опытного и бесстрашного шофера, направили на этот участок доставлять грузы. 22 ноября 1941 года первая колонна полуторатонных грузовиков достигла берега недалеко от Осиповецкого маяка. Ледовая трасса начала действовать. Вот как вспоминал Григорий Иванович об этом трудном времени: «Нас постоянно обстреливали самолеты. Снег слепил глаза. Морозный ветер пронизывал насквозь. Работать приходилось почти вслепую, особенно ночью. Машиной часто управляли стоя, с открытыми дверцами кабин. Во время сильных налетов немецкой авиации мы останавливали машины, ложились на лёд. А после бомбежки - снова за руль. Ведь главное было - доставить продовольствие, которое так ждали ленинградцы. От нашей работы тогда зависела жизнь тысяч людей». Григорий Иванович Фролов, обороняя Ленинград, получил тяжёлое ранение. За мужество и героизм, проявленные при защите города на Неве, он награждён медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Позднее ему пришлось освобождать столицу Латвии Ригу.
Многих водителей ледовой трассы уже нет в живых. Ушёл из жизни и Григорий Иванович Фролов 26 января 1982 года. Но мы, его внуки и правнуки, помним подвиг нашего деда. В вечном долгу мы перед героями  Великой Отечественной войны. 

 

Регион Брянская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Дубровка

Воспоминания

Антон Зименков, правнук

Антон Зименков,
ученик МБОУ Дубровская №1 СОШ
им. генерал-майора Никитина И.С.
п. Дубровка, Брянская обл.




Мой прадед – защитник Ленинграда



Прошло уже более 65 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Она сломала и унесла миллионы судеб и жизней. Она украла у людей их юность, одев подростков в шинели и отправив на фронт. И только их слезами, потом и кровью была достигнута Великая Победа.
В России, наверное, нет такой семьи, которой война не коснулась бы своим черным крылом. Не стала исключением и моя семья. Список членов нашей семьи, погибших в годы войны, составляет более десятка человек.
Сегодня я хочу рассказать об одном из тех, кто дожил до Великой Победы. Это мой прадед Григорий Иванович Фролов, защитник Ленинграда.
Ленинград стал первым городом, который фашисты решили полностью уничтожить, стереть его с лица земли, уничтожить всех ленинградцев. Наступление немецко-фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года с рубежа реки Великая. К этому времени на дальних подступах к Ленинграду немецко-фашистское и финское командование имело 38 дивизий.
Советские войска вместе с гражданским населением создавали вокруг Ленинграда систему обороны, состоявшую из нескольких поясов. В короткий срок были сформированы 10 дивизий народного ополчения и десятки партизанских отрядов. Из города были эвакуированы дети, часть заводского и фабричного оборудования, культурных ценностей. Оставшаяся в Ленинграде промышленность перестроилась на производство и ремонт вооружения.
В конце августа 1941 года немецко-фашистские войска вышли на ближайшие подступы к Ленинграду. С 4 сентября противник начал варварский артиллерийский обстрел города и систематические налёты авиации. 8 сентября замкнулось кольцо блокада Ленинграда.
Прорвались все-таки. Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он — первый день блокады.
За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Общий ущерб от всех разрушений и повреждений составил 26 миллионов рублей.
Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.
В городе были и другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -410, за водой ходили к Неве.
Счет умерших от голода, холода, бомбежек и артобстрелов ленинградцев шел на сотни тысяч человек.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
И все же никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.
Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.
У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.
Единственной артерией, которая связывала блокадный город с Большой землей, была «Дорога жизни» – 45-км ледовая трасса по Ладожскому озеру.
По этой ледовой трассе водил свою фронтовую полуторку мой прадед Григорий Иванович Фролов.
Он родился в 1916 году в деревне Буда Дубровского района. Сегодня каждый дубровчанин знает о трагедии этой небольшой подлесной деревни, постигшей ее 4 июля 1942 года. Теперь здесь есть общий памятник-обелиск всем погибших в тот день.
Моя прабабушка Анастасия Герасимовна Фролова, всю жизнь помнила, как пришел в ее родную деревню карательный отряд немцев. Как мужчин и подростков, в том числе и ее отца, расстреляли фашисты. Их же вскоре выселили в Жуковку, где они жили в окопах. А сестру прабабушки - Пашу фашисты угнали на работы в Польшу, где она пробыла два года.
Прадед же до войны работал в Дубровской МТС. В 1939 году он был призван в армию. Сначала служил в Прибалтике, окончил в Риге школу младших командиров. А потом был направлен в батальон аэродромного обслуживания под Ленинград. Там и застала его война.
Часть, где служил мой прадед, с тяжелыми боями отступала к городу.8 ноября врагу удалось захватить Тихвин. Однако в середине ноября советские войска смогли на этом участке перейти в контрнаступление. Началась Тихвинская наступательная операция, участие в которой принимал и мой прадед. 20 ноября наши войска овладели Малой Вишерой, а 9 декабря — Тихвином и отбросили врага за реку Волхов.
С 21 ноября 1941 года начала действовать «Дорога жизни». Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6—7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов, всего более полумиллиона тонн. Из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей. Многие умирали в пути. Всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Вот как вспоминал мой прадед об этом трудном времени: «Нас постоянно обстреливали самолеты. Снег слепил глаза. Морозный ветер пронизывал насквозь. Работать приходилось почти вслепую, особенно ночью. Машиной часто управляли стоя, с открытыми дверцами кабин. Во время сильных налетов немецкой авиации мы останавливали машины, ложились на лед. А после бомбежки - снова за руль. Ведь главное было - доставить продовольствие, которое так ждали ленинградцы. От нашей работы тогда зависела жизнь тысяч людей. От взрывов снарядов и бомб лед часто ломался. Машины уходили под воду, гибли мои товарищи... Тогда мы наводили мосты. Работали на лютом морозе, в воде. За все время существования трассы таких мостов было построено около 150».
Особо запомнилось Григорию Ивановичу, что, несмотря на все ужасы блокады, 1 января 1942 года ленинградским детям Дед Мороз вручил новогодние подарки с мандаринами из далекой Грузии. А перевезли их мой прадед и его героические товарищи – военные водители.
24 апреля 1942 года с таянием льда «Дорога жизни» прекратила свое существование. Об этом в газете «Правда» за 9 мая 1942 года было написано: «История Ладожской дороги — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей». Чтобы отстоять Ленинград, надо было совершить подвиг. Защитники Ленинграда и жители блокадного города совершили его.
Мой прадед, защищая Ленинград, получил тяжелое ранение. За мужество и героизм, проявленные при защите города на Неве, он награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Позднее отважному водителю пришлось освобождать столицу Латвии Ригу.
День 27 января – день полного снятия блокады Ленинграда, был любимым праздником моего прадеда, не меньшим по значимости, чем День Победы. В этом году исполнилось 65 лет с того знаменательного события. Но, увы, мало защитников Ленинграда смогли поднять в этот день победную чарку. Время берет свое…
Мой прадед Григорий Иванович Фролов ушел из жизни в 1982 году. Но мы, его внуки и правнуки, помним подвиг нашего деда и этот великий день. Верно сказал поэт:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.