Черных Василий Константинович
Черных
Василий
Константинович
Полковник / Лётчик
10.05.1902 - 14.05.1978

История солдата

Один из создателей авиации ТОФа

С именем Василия Константиновича Черных связано появление в составе ВВС Северного флота первого авиаполка, вооруженного колесными истребителями и бомбардировщиками. Именно он в начале 1940 года на аэродроме Ваенга на базе прибывших из Белорусского особого военного округа отдельных эскадрилий сформировал и возглавил 72-й смешанный авиационный полк, ставший в годы войны легендарным 2-м гвардейским (сафоновским!) Краснознаменным. Судьба первого командира 72-го САП на Крайнем Севере складывалась более чем драматично - по максимуму испытывала его на прочность.

К сожалению и удивлению о Василии Константиновиче Черных известно немного, хотя личность он почти легендарная, как-никак стоял у истоков зарождения авиации не только на Крайнем Севере, но и на Дальнем Востоке.

Он родился в 1902 году в селе Волчье Елецкого района Липецкой области. Службу в Красной армии начал довольно поздно - в 22 года в качестве авиамоториста одной из истребительных эскадрилий Московского военного округа. В апреле 1926-го его направили на учебу в Ленинград - в военную школу авиационных техников. После года учебы продолжил службу младшим техником в Ленинградском ВО. С июля 1929-го по февраль 1931 года снова учеба, но теперь уже на летчика, в военной школе пилотов при 1-й авиабригаде. Таким образом, Василий Черных стал военным летчиком лишь в 28. 
Далее военная служба и карьерный рост, сначала в Ленинградском ВО, а с марта 1932-го в составе ВВС Морских сил Дальнего Востока, ставших в начале 35-го ВВС Тихоокеанского флота. В первой половине 1932-го, по сути, и начинается на востоке страны интенсивное формирование военно-воздушных сил. В конце 1931-го туда перебазировали с Черного моря 111-й авиаотряд - 12 летающих лодок S-62. К началу 1935 года в составе ВВС ТОФ уже насчитывалось 13 авиаэскадрилий, 4 авиаотряда и 3 авиазвена, всего 274 самолета.

Василий Константинович за неполные шесть лет от командира корабля тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 дорос до помощника командира бомбардировочного авиаполка СБ. При этом дважды вступал в должность командира отряда (читай - командира эскадрильи), подразделения которых нужно было формировать практически с нуля. То есть набрать и сколотить в единое целое летно-технический состав, освоить новую мат-часть, в одном случае - легкие одномоторные бомбардировщики Р-5, в другом - на тот момент современные скоростные двухмоторные бомбардировщики СБ. При этом обжиться и обустроиться почти на голом месте.

Север: снова всё с нуля

23 декабря 1939-го в соответствии с приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова было начато формирование 72-го авиаполка ВВС Северного флота. Из ВВС Белорусского ОВО с матчастью и летно-техническим персоналом были переданы две эскадрильи истребителей - тридцать И-15 бис и эскадрилья бомбардировщиков СБ - семь самолетов. Формирование нового авиаполка на аэродроме Ваенга в основном было закончено к 1 февраля 1940 года. Но официально согласно приказу наркома ВМФ все три эскадрильи вошли в состав Северного флота лишь 13 февраля.

Нельзя сказать, что новый авиаполк формировался на пустом месте. Однако проблем было не перечесть. Несмотря на то, что ранее летом 1939 года в Ваенге базировались истребительные эскадрильи 5-го ОСАП Ленинградского ВО, к аэродрому не было подъездных дорог. Снабжение аэродрома и гарнизона осуществлялось исключительно морским путем. Имелась лишь единственная дорога от пристани Ваенги, проложенная в июне 1939 года для перевозки самолетов на аэродром. Для этого пришлось выкорчевывать пни и деревья, убирать валуны, выравнивать площадку. В июле-августе была подготовлена плохо выровненная взлетная полоса.

Сам аэродром Ваенга (впоследствии Ваенга-Первая, а в будущем главная база ВВС Северного флота) в начале 1940 года представлял собой очень узкую, зажатую между скалистыми и заснеженными сопками взлетную полосу размером 700 на 150 метров. Из стационарных зданий на аэродроме имелось два деревянных сарая: один - приспособленный под ангар для технической службы, а другой являлся летным домиком, в который едва помещалось дежурное звено полка.

Не лучшими были и бытовые условия нового места службы. Многие летчики и техники прибыли из Белоруссии с семьями, а в Ваенге, нынешнем Североморске, жилых домов было катастрофически мало. Поначалу считалось нормой в одной комнате расселять сразу две-три семьи, где одна семья отгораживалась от другой лишь простыней, редко - фанерной перегородкой. Не обремененные семьей летчики и инженерно-технический персонал скученно размещались в казармах.

Наряду с примитивными условиями проживания на том же низком уровне на аэродроме было организовано и питание - из-за антисанитарного состояния продпищеблока в столовой нередко случались отравления. Так, в начале марта отравились пищей сразу 33 человека, из которых было семь летчиков и два летнаба. И это был не единичный случай.

Поймать летную погоду

Но самым больным местом было то, что летчикам, привыкшим до этого летать в ясном небе и с широких аэродромов, сразу же пришлось на себе испытать все прелести суровых климатических особенностей Кольского Заполярья: на редкость сильные морозы были в зиму 1939/40 годов - с продолжительными снежными метелями. И конечно, полярной ночью. Это вызвало у многих антисеверные настроения - многие считали, что в таких крайне суровых условиях не то что воевать, а даже летать невозможно.

Летную погоду буквально ловили. Она была редким явлением. Пурга порой продолжалась по нескольку дней. Весь личный состав выходил на борьбу с полярной стихией, неделями боролся со снежными заносами, ожидая летной погоды. Снежная пыль проникала во все агрегаты самолетов (и в моторы!), создавая неизбежные трудности для их эксплуатации.

Постоянные темные сумерки полярной ночи, безмолвие дикой заснеженной тундры, примитивные бытовые условия, бездорожье и оторванность от мира не в лучшую сторону действовали на моральное состояние летчиков и техперсонала.

Не успели как следует обжиться на новом месте, поступил приказ сверху о вывозе семей из гарнизона. А многим ведь было просто некуда возвращаться. В подразделениях резко упала дисциплина. Кроме того, немало нашлось таких, которые категорически отказывались сменить сухопутную форму Красной армии на морскую.

Командование ВВС Северного флота для поддержания должного порядка в полку вынуждено было на партийных собраниях вести разъяснительные беседы, а к отдельным персонажам применять и крутые меры. В общем, все тогда было непросто во вновь сформированном авиаполку под командованием майора Черных.

А между тем боевые действия с Финляндией шли своим чередом. Перед североморской авиацией стояли в основном задачи, связанные с ведением воздушной разведки на морских коммуникациях у береговой черты западной части Баренцева моря, отмечая передвижение военных кораблей и транспортов противника. До сего времени выполнение этих задач лежало на 118-м морском ближнеразведывательном авиаполку под командованием майора М. Д. Нижегородцева и аналогичной 49-й морской эскадрилье. На их вооружении стояли гидросамолеты МБР-2.

В феврале на воздушную разведку вражеских коммуникаций стали вылетать и летчики эскадрильи бомбардировщиков СБ 72-го САП. Однако участие полка в войне с финнами было непродолжительным и ограниченным.

Об интенсивности боевой деятельности ВВС Северного флота можно судить по количеству боевых вылетов, так, 14 самолето-вылетов выполнено в январе, 33 - в феврале и 34 - в марте. Истребительная североморская авиация в эти месяцы вообще в воздух не поднималась.

Вскоре финская война закончилась - в ночь с 12 на 13 марта в Москве был подписан мирный договор. «За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу» командир 72-го смешанного авиаполка майор В. К. Черных награжден орденом Красного Знамени. Ордена Красной Звезды удостоены бомбардировщики старшие лейтенанты А. П. Цецорин и Г. Я. Валов.

Пожалуй, майор Черных получил боевой орден не за боевые заслуги, а за преодоление всех мыслимых и немыслимых трудностей в тяжелых условиях Крайнего Севера.

Пережив первую необычно морозную и снежную полярную зиму в Заполярье, летчики 72-го САП наравне с обустройством нового места базирования - постройкой новых жилых и технических землянок, стоянок для самолетов, полкового командного пункта, расширения взлетной полосы - с наступлением весны приступили к отработке задач по боевой подготовке. Постепенно летчики привыкли к капризам северной погоды, а техсостав научился обслуживать технику в суровых условиях нашего Севера.

В 1940 году средний налет каждого летчика 72-го САП составил около 50 часов. Много это или мало? В известной директиве № 34677 от 17.05.1941 г. о задачах по боевой подготовке ВВС Красной Армии на летний период 1941 г. находим цифры, что за весь зимний период 1940/41 гг. средний налет по ВВС Красной Армии на одного летчика составил более 16 часов. Таким образом, можно считать, майор Черных, несмотря на все трудности, выпавшие на его долю, сумел организовать учебно-боевую подготовку подчиненных на высоком уровне.

Тем не менее командование ВВС СФ сочло, что он не справляется с возложенными на него обязанностями, и в феврале 41-го майор Черных был отстранен от командования полком и отправлен в распоряжение ВВС Краснознаменного Балтийского флота, где его назначили (с понижением) на должность командира эскадрильи бомбардировочного авиаполка…

И снова - Ваенга!

Начало войны майор Черных встретил в Таллине в составе 73-го БАП КБФ, откуда его эскадрилья наносила бомбардировочные удары по морским конвоям противника в Рижском заливе, а также по кораблям в порту Пярну. После перебазирования в сентябре под Ленинград эскадрилья работала по наступающим немцам на подступах к городу.

Второй раз в Ваенгу Василий Константинович прибыл в конце июня 1942 года в составе ОМАГ (особая морская авиационная группа) в качестве командира 28-го БАП, вооруженного пикирующими бомбардировщиками Пе-2.

Для обеспечения прохода печально известного союзного конвоя PQ-17 в северные порты Мурманск и Архангельск задачей бомбардировочных авиаполков ОМАГ стало нанесение бомбоударов по аэродромам противника. Задача сложная и опасная даже для опытных летчиков, а в полку майора Черных в основном вчерашние курсанты в сержантском звании, которые даже не до конца отработали слетанность в звеньях.

Первый и последний боевой вылет в Заполярье для Черных состоялся 30 июня - он возглавил первую группу из шести Пе-2. Вторую группу из семи Пе-2 вел командир 29-го БАП майор Борис Сыромятников. Для сопровождения бомбардировщиков к цели в воздух поднялись 12 истребителей «киттихаук» 2-го ГКАП.

Над аэродромом противника Луостари головное звено, ведомое Черных, оказалось единственной целью для вражеских зенитчиков, так как второе звено оторвалось при следовании, а истребители сопровождения предпочли аэродром обойти стороной. При выходе из зоны огня после сброса бомб звено «пешек» было атаковано «мессершмиттами» - все члены экипажа Черных получили ранения, самолет еле держался в воздухе, за ним тянулся густой дымный шлейф. Подлетая к линии фронта, «пешка» загорелась, и экипаж был вынужден на парашютах покинуть самолет.

К счастью, летчиков быстро нашли зенитчики с наблюдательного пункта, доставили их в госпиталь, но спасти штурмана полка капитана Г. И. Поклонцева не удалось. Черных также получил тяжелейшие ранения, в госпитале выяснилось, что один осколок застрял в позвоночнике. Почти год Василий Константинович лечился в тыловом госпитале. В апреле 1943 года его комиссовали и уволили в запас в звании майора.

30-го июня, всего за один день боевых действий, 28-й БАП потерял шесть самолетов из четырнадцати, находившихся в Ваенге, и пять экипажей, в том числе и командира полка. Из оставшихся в полку бомбардировщиков лишь два самолета находились в боевом состоянии. Личный состав авиаполка был сильно деморализован произошедшим и почти две недели не вылетал на задания, пока с Балтики не прибыл новый командир - Герой Советского Союза майор Федор Радус.

Четыре флота плюс флотилия

На этом летная и боевая карьера Василия Константиновича не закончилась. После продолжительного лечения он долго и упорно обивал пороги разных кабинетов авиационного руководства и в сентябре 1943 года добился своего - его признали годным к летной службе, но летать на пикирующих бомбардировщиках запретили - не позволяла рана в позвоночнике, отправили в штурмовую авиацию. Для этого несколько месяцев Черных учился в летной школе штурмовиков, после чего был откомандирован в ВВС Черноморского флота, где его определили в 47-й штурмовой авиаполк, которым командовал известный всем на флоте Герой Советского Союза майор Нельсон Степанян (второй медалью Золотая Звезда его наградили в июне 45-го посмертно).

Возглавляя эскадрилью, майор Черных лично водил группы Ил-2 на штурмовку кораблей и транспортов на морских коммуникациях Крыма и Румынии. За успешное выполнение боевых задач при освобождении Крыма и Севастополя майор Степанян представил отличившегося командира эскадрильи к ордену Красного Знамени, но командующий ВВС ЧФ посчитал, что опальному бывшему комполка будет достаточно и ордена Отечественной войны 1-й степени.

В мае 1944 года после освобождения Крыма майор Черных вместе со своим 47-м ШАП вернулся на Балтику, где полк принял активное участие в сражениях над Финским заливом. В июне только за 9 дней боевой работы летчики полка произвели 405 самолето-вылетов. Указом Президиума Верховного Совета полк наградили орденом Красного Знамени.

В октябре 1944 года подполковник Степанян представил майора Черных ко второму ордену Красной Звезды. Но, несмотря на явные боевые заслуги, командование ВВС Балтфлота не спешило отмечать майора Черных. В марте 1945 года его перевели на Днепровскую военную флотилию командовать 8-й отдельной эскадрильей связи. Командование флотилии быстро оценило боевые и организаторские навыки нового командира и незамедлительно представило его к награде. В наградном листе читаем:

«Тов. Черных за короткий период пребывания на флотилии умело организовал работу эскадрильи. В период боевых действий флотилии на Берлинском направлении, преодолевая исключительные трудности, связанные с отсутствием аэродромов и посадочных площадок, сумел бесперебойно организовать полеты по заданию командования, чем в значительной мере способствовал обеспечению боевого управления».

Да, Василию Константиновичу не привыкать на совершенно голом месте организовывать работу. В этом деле ему было не так много равных. За время службы в Днепровской военной флотилии Черных наградили орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, он стал подполковником.

Удивительная все-таки судьба! Пожалуй, мало найдется морских летчиков, кто прошел службу на всех четырех флотах Советского Союза - Балтийском, Северном, Черноморском и Тихоокеанском, причем на трех из них пришлось повоевать. Да еще в довесок ко всему закончить свою боевую службу в Берлине в составе Днепровской флотилии. И победителем скромно постоять на ступеньках поверженного рейхстага...

После войны Василий Константинович продолжал службу на различных должностях в ВВС ВМФ. В звании полковника в сентябре 1953 года ушел в отставку по болезни.

Регион Липецкая область
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Елецкий район
Воинская специальность Лётчик
Место рождения Село Волчье, Елецкий район , Липецкая область
Годы службы 1930 1953
Дата рождения 10.05.1902
Дата смерти 14.05.1978

Боевой путь

Место призыва Московский военный округ
Дата призыва 1924
Боевое подразделение 35-го ВВС Тихоокеанского флота
Завершение боевого пути Москва
Принимал участие Война с Финляндией , разведполеты, 1941 73-го БАП КБФ, Ленинград , командира 28-го БАП, 47-й штурмовой авиаполк, 8-й отдельной эскадрильей связи, бомбил рейстаг

Воспоминания

Прадед которого я знаю

К моему сожалению, ещё за долго до моего рождения , прадедушки не стало , но память о нем живет и будет жить в нашей семье ! Прадед был легендарной и выдающейся личностью , его младший сын мне рассказал , что когда он был маленьким папа ему сказал : « если можешь избежать драки - избегай, но если ввязался , то бейся до смерти !». Внучка моего прадеда, моя мама рассказывала , что когда дедушка приходил за ней в школу , все мальчики сбегались , что бы посмотреть на форму нашего героя. Она была чёрная, вся грудь в орденах и с золотым кортиком. И люди которые встречались им на пути , останавливались и смотрели им в след. Наш прадед воевал не только в ВОВ , но и принимал участие во многих других войнах. Он был один из тех кто создал ВВС при ВМФ . Я очень им горжусь , я горжусь собой , что во мне течёт его кровь. Помним , любим , не забудем !!!!

Награды

Красное Знамя – 21.04.1940г.; Красное Знамя 10.11.1945г. – за выслугу лет; Отечественной войны 1-й степени – 17.05.44 и 27.07.45г.; Красная Звезда – 03.11.1944...

Красное Знамя – 21.04.1940г.; Красное Знамя 10.11.1945г. – за выслугу лет; Отечественной войны 1-й степени – 17.05.44 и 27.07.45г.; Красная Звезда – 03.11.1944...

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: