Цареградский Сергей Павлович
Цареградский
Сергей
Павлович
старший военфельдшер

История солдата

Цареградский Сергей Павлович родился в 1918г в большой семье сельского священника Цареградского Павла Васильевича с. Бородатово Судиславского р-на Костромской обл. (тогда Ярославской обл.). Обучался дома, т.к. отец был кроме священника ещё и учителем в Земской школе.

Был последний сын у родителей в семье родилось 14 детей. Одна из них моя бабушка по матери Цареградская Мария Павловна. Т.е. Сергей Павлович приходится мне двоюродным дедом. В детском возрасте он вместе с матерью Алевтиной Павловной и отцом Павлом Васильевичем в 1930г был репрессирован. На тот момент семья проживала в с.Мостов-Погост (народное название "Николо-Мостки) Красносельского р-на Погост-Барского с/с Костромской области. Через несколько месяцев репрессии в отношении семьи (и против Сергея Павловича) были отменены. Затем он уезжает в Ленинград к старшим братьям и сёстрам. Поступает в Военно-морскую Медицинскую Академию ВМФ. Вступает в ВЛКСМ. В 1941м году в сентябре весь выпуск Военно-медицинской Академии был направлен к месту службы на барже по Ладожскому озеру. Вместе с выпускниками ВММА МВФ на баржу погрузили выпускников ещё двух Военных училищ: Училище им. Дзержинского и Училище им. Орджоникидзе. Кроме выпускников сразу трёх ВУЗов Санкт-Петербурга на барже №725 было много гражданских лиц. Сотни женищин и детей эвакуировали из Блокированного Ленинграда. 

Эшелон формировался в Осиновце и для него был выделен конвой и транспорт в составе канлодки «Шексна», буксира «Орел» и баржи №725. Эта катастрофа унесла жизни 1500 человек. Что значительно больше чем на небезызвестном "Титанике". Там погибло 1300 а на барже №725 -1500. С недавних пор эта катастрофа получила название "Ладожский Титаник"

Катастрофа

Шел восьмой день блокады Ленинграда. Немецкие войска продолжали ожесточенный штурм наших оборонительных позиций на самых ближних подступах к Северной столице. 16 сентября в порт Осиновец прибыли около тысячи курсантов и офицеров военно-морских училищ. Их приняла на борт старая баржа под номером 752

Буксир Орел выводит баржу в Ладогу

По воспоминаниям одного из очевидцев событий Юрия Александровского (в то время курсанта Высшего военно-морского училища имени Дзержинского):

   

— Вечером, когда начало темнеть, нас разместили в трюме деревянной баржи, которая раньше служила для перевозки грузов по Ладожским каналам. Но к моменту погрузки она уже была на одну треть заполнена неорганизованными пассажирами. Главным образом женщинами и детьми. 

Легкие порывы ветра и небольшая волна не вызывали у людей никаких опасений. Однако капитан буксира «Орел» Иван Ерофеев предчувствовал неладное. Он ходил по Ладоге не первый год и хорошо знал коварство осенней погоды в этих местах. 

«Считаю невозможной буксировку баржи с таким количеством пассажиров в условиях меняющейся погоды», — высказал свои опасения начальству Ерофеев. 
Но командующий Осиновецкой базой не счел его доводы убедительными. Подчиняясь приказу, «Орел» натянул трос, и баржа № 752, под завязку груженая людьми, вышла на просторы Ладоги.

Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Начавшаяся качка — сначала бортовая, а затем и килевая — разбудила людей. В корпусе образовалась трещина. Откачивать было не чем. Ни ведер ни инструмента. Пассажиры из трюма пытались выбраться через центральный люк, но он оказался закрыт из-за маскировки. Его открыли чуть позже.

Ни спасательных кругов ни шлюпок не было. Пассажиры наконец-то поднялись на палубу. Бушевал 9-ти балльный шторм. Сбросили за борт всё лишнее и стало чуть легче. Но волны уносили пассажиров одного за другим.

 О бедственном положении баржи просигналили на буксир, и он начал передавать в эфир сигнал «SOS». Люди верили, что какое-нибудь судно придет им на помощь. И чудо случилось. На горизонте показался темный силуэт корабля. Как потом оказалось, это была канонерская лодка «Селемджа». Ее появление вызвало настоящую бурю восторга. Народ кричал, размахивал белыми простынями, палил в воздух из винтовок. Но все сигналы — выстрелы, размахивание белой простыней, зажигание факела — оказались незамеченными. Было пасмурно, накатывали волны. Вой стихии перекрывал любые, даже самые сильные звуки. Канонерская лодка прошла мимо.

На сигналы «SOS», которые безостановочно подавал буксир «Орел», откликнулись… немецкие истребители. По словам очевидцев, это был ад. Баржу захлестывало волнами, сверху людей расстреливали «мессершмиты». Курсанты даже пытались отстреливаться! Но все оружие, которое у них было, это винтовки...Наступило отчаяние. Борта баржи сровнялись с водой. оставалась только шкиперская будка, куда переместили женщин и детей. Одна из волн снесла рубку вместе с людьми, оторвав её от баржи.

Около 10 утра баржа не выдержала натиска стихии и развалилась на части. Люди оказались в воде, плавали держась за деревянные обломки. Температура воды +9 градусов.

Буксир Орел Буксир "Орел"

Когда баржа развалилась, «Орел» обрубил буксировочный трос и пошел на помощь терпящим бедствие. Операцией спасения руководил капитан буксира Ерофеев и контр-адмирал Заостровцев (командир дивизиона подводных лодок, по счастливой случайности оказавшийся на борту «Орла»). Замерзших людей вытаскивали из воды в течение 2 часов. В условиях жесточайшего шторма назвать эти действия иначе как героическими трудно. Для того чтобы помочь выбившимся из сил людям подняться на борт, матросам и курсантам иногда приходилось самим прыгать в ледяную воду.

Под тяжестью принятого на борт груза маленькое суденышко сидело в воде по самые иллюминаторы. О продолжении спасательной операции не могло быть и речи. А между тем, на поверхности Ладоги на огромном обломке палубы еще оставалось человек 50. 

titanik5.jpgВ этот момент неподалеку снова появилась канлодка «Селемджа». На призывы о помощи она не отвечала. (Потом выяснилось, что в эту ночь она тоже буксировала баржу с людьми и в шторм ее потеряла.) 

Только после того, как контр-адмирал Заостровцев под угрозой расстрела приказал спасать людей, «Селемджа» стала подбирать из воды последних оставшихся в живых пассажиров. 

Вечером 17 сентября «Орел» и «Селемджа» пришвартовались к пристани у Новой Ладоги. С буксира на берег сошли 160 человек, с канлодки еще 24. Таким образом, из полутора тысяч человек уцелели всего 184. Среди них только несколько женщин и ни одного ребенка. Позднее командир «Селемджи», капитан III ранга Антонов, объяснил свою трусость тем, что он боялся подходить из-за того, что его канонерская лодка переделана из землечерпательной машины и якобы могла выдержать крен не более 16 градусов.

19 сентября 1941 года заместитель наркома ВМФ адмирал Исаков запретил перевозки людей на баржах через Ладогу.

Три выпуска трёх ВУЗов 1941г погибли.

(факты взяты из газеты "МК в Питере" 21.09.2005г)

Настоящее. Наша память.

Возле поселка Осиновец на Ладожском кургане стоят гранитные плиты с высеченными на них именами. И нет этому страшному списку конца. Скорбная надпись гласит: «Погибли при переправе через Ладогу в штормовую ночь 17 сентября 1941 года». 
Но знайте, люди, это памятник павшим за Родину. Вечная им память.

 22 сентября 2012г. в ходе совместной экспедиции на Ладожское озеро были обнаружены фрагменты баржи №725.

В экспедиции приняли участие: руководители Национального аварийно-спасательного агентства Михаил Дегтярёв и Игорь Матюк, организатор клуба «Все 4х4» Алексей Седельников, руководитель общественной оргинизации «Наследие ВМА» Александр Редкокаша, руководители Информационно-аналитического центра "Помним всех поимённо" Александр Несмеянов и Галина Савельева, а так же команда ТВ100 во главе с Игорем Андрусенко и корреспондент Невского Времени.

Выражую этим ребятам искреннюю личную благодарность.

Вечная Память всем Героям отдавших свои силы и жизнь за Родину!

 

 

 

 

 

Регион Костромская область
Воинское звание старший военфельдшер
Населенный пункт: Кострома

Боевой путь

Врач-выпускник Военно-морской Медицинской Академии ВМФ Ленинград. Погиб в период следования к месту службы на Ладоге в результате катастрофы баржи №725

Фотографии