Борисов Алексей Федорович
Борисов
Алексей
Федорович
подполковник / заместитель командира авиаполка
Дата рождения: 18.10.1917

История солдата

    Борисов Алексей Федорович родился 18 октября 1917 года в городе Москве. В 1938 году курсант Военно-морского авиационного училища. Войну встретил на Балтийском флоте лейтенантом. Был сбит в ноябре 1941 года при обороне Севастополя. Продолжил воевать в партизанском отряде. С октября 1942 года - командир звена 3-го Военно-морского авиационного училища ВМФ. После Победы служил на Севере, затем на Балтике. В 1957 году уволен в запас с должности заместителя командира авиаполка, в звании подполковника. Работал в Управлении международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации СССР, был представителем страны в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Регион Краснодарский край
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Анапа
Воинская специальность заместитель командира авиаполка
Место рождения г. Москва
Годы службы 1938 1957
Дата рождения 18.10.1917

Боевой путь

Боевое подразделение 15-й АП ВВС КБФ, Кролевецкий партизанскй отряд, 18-й ШАП ВВС ЧФ

    Окончив (в 1940 г.) Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского, расположенное в городе Николаеве, лейтенант Борисов был направлен служить в одну из частей ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

    С первого дня Великой Отечественной войны, летчик морской разведывательной авиации лейтенант Борисов, летает на выполнение боевых заданий, успешно преодолевая опасности. Примером тому может служить запись в Журнале боевых действий 15-го авиационного полка ВВС КБФ от 13 июля 1941 года. В ту ночь звено самолетов МБР-2 наносило бомбоудар по скоплению танков противника, прорывавшихся из района Пскова к Ленинграду. В этом полете самолет Борисова был буквально изрешечен пулями и осколками. Но летчик не растерялся. Потом, на земле, насчитали более трехсот пробоин. Экипаж и самолет были спасены.

    В сентябре 1941 года Алексей Федорович откомандирован в Воронеж за новыми штурмовиками ИЛ-2. В октябре по приказу вылетели в Крым, где сразу же включились в боевые действия, в составе вновь сформированного 18-го штурмового авиаполка Черноморского флота, расположенного на аэродроме Херсонесский Маяк под Севастополем.

    Из воспоминаний А.Ф. Борисова:

«2 ноября 1941 года наша 2-я эскадрилья 18-го штурмового авиаполка получила задание штурмовым ударом по врагу поддержать в Николаевке 54-ю батарею береговой обороны Черноморского флота,  прикрывающую с севера подходы к Севастополю. Когда мы на самолетах появились над батареей, то увидели с воздуха рукопашный бой батарейцев с фашистами и командир нашей эскадрильи решил не бомбить и не стрелять из пушек и пулеметов по врагу, так как при рукопашных боях будет убито и много наших батарейцев. Поэтому мы начали бомбить и стрелять из пушек и пулеметов по вражеским войскам, двигавшимся по дороге от села Ивановки к Симферополю.

Мы крепко били вражеские войска, но при последней атаке врага в мой самолет попал вражеский зенитный снаряд и взорвался в бензобаке.

Самолет мой сильно загорелся, и я упал на оккупированной врагами территории Крыма близко села Ивановки...».

    Находясь в тылу врага, Борисов попадает в партизанский отряд С. А. Ковпака, где стал одним из организаторов Кролевецкого партизанского отряда и командиром его боевой группы. Легендарный Ковпак дал высокую оценку личным боевым заслугам Борисова, а после войны до последних лет своей жизни поддерживал с ним крепкую дружбу. Об этом повествует книга А.Ф.Борисова «Кандидатский стаж. Записки партизана».

    В августе 1942 года Борисов был вывезен самолетом из вражеского тыла и продолжил службу в авиации Военно-Морского Флота.     

    Борисову поручили перегонять новые боевые самолеты-штурмовики с авиационных заводов в действующие части морской авиации. Работа была сложной, ответственной, доступной лишь летчикам с высокой профессиональной выучкой. Фронт требовал бесперебойного пополнения боевыми машинами. Доставка самолетов на Балтийский, Черноморский и Северный флоты производилась по сложным, часто изменяющимся маршрутам. При этом летчик выполнял одновременно обязанности штурмана, радиста, стрелка, а иногда и техника. Десятки раз Борисову приходилось попадать в аварийные и катастрофические ситуации, но ему удавалось спасать боевую технику и своевременно доставлять ее к месту боя.

   Из наградного листа от 15 октября 1943 года, на командира звена 6-й авиационной эскадрильи 3-го Военно-морского авиационного училища гвардии старшего лейтенанта Борисова А.Ф.:

«В перегоночной эскадрильи… с октября 1942 года. За период работы… показал себя, как грамотного летчика…  перегнал 63 самолета с завода на фронтовые аэродромы… За период Отечественной войны сделал 23 боевых вылета. Из них 17 ночных на самолете МБР-2 в составе 15-го АП ВВС КБФ и 6 боевых вылетов (в составе 18-го ШАП ВВС ЧФ) на штурмовку войск и огневых точек противника на самолете ИЛ-2 в районе Перекоп».

    После победы над фашистской Германией Алексей Федорович продолжает службу в авиации Военно-Морского флота, передавая свой опыт молодым летчикам. Служит на Севере, затем на Балтике. За свою жизнь Алексей Федорович Борисов освоил около двадцати типов самолетов, в том числе новейшие по тому времени реактивные самолеты-разведчики.

    Однако скитания и мытарства с ночевками в скирдах и погребах, когда он пробирался к линии фронта, а также контузии, полученные в партизанских боях, не прошли бесследно. 25 февраля 1957 года, в возрасте сорока лет заместитель командира авиационного полка Алексей Федорович Борисов по состоянию здоровья был уволен в запас.

    Уволившись из армии, Алексей Федорович Борисов возвратился в Москву, где поступил в юридический институт, работая одновременно диспетчером в аэропорту Внуково. Уже дипломированным юристом Алексей Федорович служил в Управлении международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации, а когда Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО), стал представителем страны в штаб-квартире этой организации в канадском городе Монреале.

    Алексей Федорович Борисов награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, многочисленными медалями. В 1973 году к его военным наградам прибавился орден Октябрьской Революции, которым были отмечены его заслуги в деле развития гражданской авиации.

    Использованные материалы:

Книга А.Ф.Борисова «Кандидатский стаж. Записки партизана»

Газета «Анапское Черноморье»

https://35batery.ru/index.php/search-defenders/ourmemory/274-2016-12-18-17-17-00.html

http://allaces.ru/sssr/struct/p/shap18.php

http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vmaunikolaev.php

Документы

Наградной лист от 15.10.43 г.

Наградной лист от 15.10.43 г.

Наградной лист от 15.10.43 г., обратная сторона.

Наградной лист от 15.10.43 г., обратная сторона.

Учетно-послужная картотека.

Учетно-послужная картотека.

Орден «Красного Знамени», Указ ПВС СССР от 22.01.44 г.

Орден «Красного Знамени», Указ ПВС СССР от 22.01.44 г.

Медаль «Партизану Отечественной войны», 8.05.47 г.

Медаль «Партизану Отечественной войны», 8.05.47 г.

Орден «Красной Звезды», Указ ПВС СССР от 30.04.54 г.

Орден «Красной Звезды», Указ ПВС СССР от 30.04.54 г.

Орден «Красной Звезды», Указ ПВС СССР от 4.06.55 г.

Орден «Красной Звезды», Указ ПВС СССР от 4.06.55 г.

Орден «Отечественной войны» 2 степени, Указ ПВС СССР от 10.05.65 г.

Орден «Отечественной войны» 2 степени, Указ ПВС СССР от 10.05.65 г.

Орден «Отечественной войны» 2 степени, Указ ПВС СССР от 4.06.85 г.

Орден «Отечественной войны» 2 степени, Указ ПВС СССР от 4.06.85 г.

Книга «Кандидатский стаж. Записки партизана».

Книга «Кандидатский стаж. Записки партизана».

Газета «Анапское Черноморье»  от 27.12.14 г.

Газета «Анапское Черноморье» от 27.12.14 г.

Газета «Анапское Черноморье» от 27.12.14 г.

Газета «Анапское Черноморье» от 27.12.14 г.

Фотографии

А.Ф. Борисов (учетно-послужная карточка)

А.Ф. Борисов (учетно-послужная карточка)

А.Ф. Борисов

А.Ф. Борисов

А.Ф. Борисов, 9 мая 1987 год

А.Ф. Борисов, 9 мая 1987 год

А.Ф. Борисов и С.А. Ковпак, 1950 год

А.Ф. Борисов и С.А. Ковпак, 1950 год

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: