Беляев Петр Максимович
Беляев
Петр
Максимович
Майор / штурман ВВС ТОФ
28.06.1919 - 30.06.1994

История солдата

Беляев Петр Максимович 1919 года рождения. Майор ВВС ТОФ, в РККА с 1937 года. Член ВКП(б) с 1943 г. Родился в г. Грязи Воронежской области. Он очень любил море и с юности мечтал быть моряком, потому, после окончания школы в 1937 году, он поступает в Ленинградский институт водного транспорта но принимает решение пойти по комсомольскому спецнабору в ВМАУ им Сталина. 

В ноябре 1939г Окончил ВМАУ им Сталина г. Ейск. Направлен штурманом звена  в Амурскую Краснознаменную Флотилию 117 АП  г. Хабаровск. В марте 1944г, в составе группы  спецназначения  направлен в США для перегонки в СССР самолетов-амфибий PBY  «КАТАЛИНА» Ноябрь 1944г – штурман АЭ 14 АП г. Владивосток. Декабрь 1944г – снова направлен в США.  Ноябрь 1945г – штурман 3 АЭ, 66 АП, 19 МТАД авиации главного командования. До июня 1948г в составе того же полка перелетал: Безенчук, Нижняя Ладога, Кронштадт. В составе группы спецназначения:  США, Англия, Франция, Италия, Египет, Исландия, Ньюфаундленд, Алеукские острова,  Азорские острова, Иран, Ирак и ряд мелких островов. Учавствовал в войне с Японией. С 1948 года слушатель КВВА им. Жуковского.

Под командованием полковника Максима Чибисова, штурман Петр Беляев, в составе экипажа Алексея Меделяна перегонял PBN-1 и PBY-6A по восточному маршруту, который частично совпадал с воздушной трассой «Аляска-Сибирь», для нужд Тихоокеанского флота, а также по южному маршруту через Бразилию, Южную Атлантику и Северную Африку для Черноморского флота. Последнюю партию из пяти самолётов PBY-6A "Каталина" спецгруппа перегнала для ТОФа по южному маршруту уже после войны - в начале октября 1945 года. По пути перегонщики посетили Париж, в котором располагалась штаб-квартира американских экспедиционных войск.

НАГРАДНОЙ ЛИСТ:   Лейтенант Беляев, занимая должность штурмана звена, в составе экипажа выполнял Правительственное задание по перегонке самолетов из США в Советский Союз, при этом проявил себя: зрелым, грамотным штурманом, способным ориентироваться в сложных метеоусловиях. Применял радионавигацию, астрономию и переговоры  Норвежских радиостанций для определения точного места нахождения самолета.  Произвел  перелет из  США в Советский Союз по маршруту:  США – Ньюфаундленд – Исландия – Архангельск – Поти,  покрыв расстояние свыше 10000 км. За время командировки налетал свыше 60 часов. Делу партии Ленина – Сталина предан. Достоин правительственной награды – «Орден Боевого Красного Знамени»

За время службы награжден орденом «Красной Звезды», орденами «Отечественной Войны 1-2 степени», орденом «Боевое Красное Знамя», медалью «За боевые заслуги», медалью «за победу над Японией», медалью «за победу над Германией»

В  Мирное время Беляев Петр Максимович преподавал физику, математику и астрономию в Керченской школе  N-11 имени Серго Орджоникидзе.

 Для нас он был олицетворением офицерского благородства, выправки,выдержки, ума и великодушия. Дед ушел из жизни в 1994г. в возрасте 75 лет. Его жизненый девиз на всегда врезался в память его ученикам и нам-внукам.

"ОСТАВИТЬ СЛЕД - ВАЖНЕЕ ЧЕМ ОСТАТЬСЯ!"

Регион Липецкая область
Воинское звание Майор
Населенный пункт: Грязинский район
Воинская специальность штурман ВВС ТОФ
Место рождения Воронежская область, город Грязи.
Годы службы 1937 1955
Дата рождения 28.06.1919
Дата смерти 30.06.1994

Боевой путь

В 1937г. поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1937г. по цпец. набору направлен в ВМАУ им. Сталина г. Ейск. В ноябре 1939г. направлен штурманом самолета в Амурскую краснознаменную флотилию 117 АП - Хабаровск (Красная речка) 1942 назначен нач. АС того-же полка. 1943г. - село Софийское на Амуре - штурман звена 117 полка. В марте 1944г. в составе группы спец. назначения направлен в США для перегонки в СССР самолетов "Каталина" 1944г.- штурман АЭ 14 АП, 16 АП ВВС ТОФ. Суходол (Владивосток)  Декабрь 1944г.-  направлен снова в США. Ноябрь 1945г.-штурмант 3 АЭ 66 АП 19 МТАД авиации главного командования. До июня 1948г. в составе того-же полка перелетал Безенчук, Н. Ладога, Кронштадт. Был за границей в составе группы спец. назначения в указанные выше сроки: США, Англия, Франция, Италия, Египет, Исландия, Канада, Аляска, Африка, Бразилия, Германия, Ньюфаунленд, Алеукские острова, о. Параморибо, о. Азоракис, Иран, Ирак и ряд мелких островов. Член ВКП(б) с 1943 года.     

История части:  16 авп ВВС ТОФ

С 13 декабря 1940 года на базе 13 омдраэ и 28 омдраэ ВВС ТОФ был сформирован 16 морской ближнеразведывательный авиационный полк с дислокацией в бухте Суходол (Кангауз). В состав полка вошли: управление полка, 1-я МБРАЭ, 2-я МДРАЭ, 3-я МБРАЭ. Две эскадрильи полка были вооружены самолётами МБР-2 (по 10 машин), а третья АЭ получила на вооружение 10 самолётов Че-2. Комплектование полка личным составом и боевой техникой в основном было завершено в течение зимы-весны 1941 года. К 1 мая 1942 года полк имел в своём составе 25 / 22  МБР-2 (в двух ближних раэ), 7/ 7  Че-2 (в драэ), а также  PBN-1 «Номад»PBY-6A «Каталина».

29 января 1943 года в составе полка формируется 4-я морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья с дислокацией в бухте Андреева из личного состава и самолётов МБР-2  114 мап АКФ, но уже в мае она была расформирована.

В начале 1944 года в полку была создана группа экипажей для перегонки боевых самолётов. С марта по октябрь 1944 года экипажи этой группы в рамках поставок по ленд-лизу осуществляли перегонку самолетов PBN-1Y «Номад» и PBY-6A «Каталина» из США на Дальний Восток через Аляску и Магадан. Перегонка была проведена без потерь и происшествий.

Приказом НК ВМФ 00257 от 06.12.1944 года был установлен Годовой праздник части — 5 декабря. С 25 октября 1944 года полк был переименован в 16 морской дальнеразведывательный авиационный полк (трёхэскадрильного состава).

С августа по октябрь 1945 года в составе полка была восстановлена 4-я МДРАЭ. К началу войны с Японией в августе 1945 года в составе полка 1-я и 2-я АЭ были вооружены лодками PBN-1«Номад» , а 3-я и 4-я АЭ - амфибиями PBY-6А «Каталина».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами», 16 омдрап был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего ВС СССР 0501 от 15 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленный личным составом в боях с японцами (Хингано-Мукденская операция) и успешное проведение десантной операции по освобождению города Порт-Артура полку было присвоено почётное наименование «Порт-Артурский».

Воспоминания

Беляев Артур Николаевич.1970г. Терехова Ольга Геннадьевна. 1976г.

Дед о войне рассказывал мало, но если и рассказывал, это были шуточные истории вот некоторые из них:
-Однажды в одном из перелетов, в самолете неожиданно закончилось горючее, мы приземлились на льды где-то на севере, дали сигнал на розыск, наши координаты. В то время в системе охлаждения самолетов был чистый спирт. Выдавался он только по тем месяцам в названиях которых была буква "Р". И вот пока нас искали, мы грелись спиртом исключительно во внутрь, а разыскивали нас два дня, и когда все-же обнаружили, нас вынимали из самолета на руках, пьяных но живых.)))
-Дело было где-то в Исландии. Когда местные девушки узнали о прибытии русских летчиков, они сбежались на аэродром, чтоб посмотреть на нас. В то время там ходили слухи о русских, что они полу-люди, полу-животные и самые смелые девчонки просили нас снять фуражки и потрогать наши лбы, они были уверены, что у нас должны быть рожки.)))
Когда мы-дети просили деда рассказать о войне он всегда отшучивался: - ну, что вам рассказать? Ну, вот например когда мы бомбили немецкую кухню, пахло пирожками.)))
Были у деда и не очень смешные рассказы, подслушанные нами у взрослых за застольями. Дед рассказывал, что американцы хоть и являлись союзниками но не все были дружелюбно настроены к русским летчикам. Имели место диверсии на американских базах (Норфолк). Русским самолетам не доливалось топливо и они падали на полпути и пропадали, в том числе маршрут их проходил и над бермудским треугольником, о котором в последствии ходили мистические легенды. Рассказывал он и о том, что американцы заведомо забывали включать взлетную полосу которая проецировалась прожекторами на воду для самолетов-амфибий типа "Каталина" и они разбивались о берег или о воду пытаясь приземлиться в слепую.

Сергей. Ученик Петра Максимовича

Вспомнил школу. Пётр Максимович был замечательным человеком! Мы за глаза называли его: "Пётр" и это был максимум нашего уважения к нему! Других так - по имени, по-моему, не называли. Мы как то с товарищем, решили организовать радиолюбительскую станцию в школе. Подошли к нему, объяснили что хотим. Через некоторое время он говорит: -Ребята приезжайте ко мне домой и возьмите связной авиационный приёмник. Поехали к нему. это был частный дом, и взяли этот приёмник. Так просто. Очень интересно рассказывал он на уроках о своём общении с американцами. Курил много, правда. Мне сильно помог на выпускном экзамене по физике. Я выпускался в 78 году. Радиотехнику и конструирование я очень любил, а вот в физике и математике разбирался не очень. Пётр Максимович был классным человеком! В память он врезался мне очень крепко. У него присказка была: "Так, сказал бедняк...". Я сам ею иногда пользуюсь в минуту размышления. После нашего выпускного мы с ним ни разу не встретились. Он потом после 78 года ушел из 11 школы. А выпускной наш запомнился очень отчетливо. Мы поднялись на Митридат встречать рассвет. Петр Максимович снял с меня пиджак и отдал однокласснице. Я, по юности, не очень внимательным был человеком. Мы стояли и смотрели на солнце. Оно было огромным и кроваво красным. Петр Максимович смотрел долго вдаль, а потом через некоторое время сказал нам так задумчиво : "Ребята у вас впереди будет непростое время...". Как в воду глядел.... О войне он не говорил. Только с юмором рассказывал. как общался на английском с американскими военными. Что точно, я сейчас не припомню. Прочитал ваше письмо о его военной службе, представил всё воочию, и лишний раз хотел бы сказать ему "спасибо". Но время вспять не вернёшь. Всех благ всем Беляевым!

16 авп ВВС ТОФ - История полка

История части:



С 13 декабря 1940 года на базе 13 омдраэ и 28 омдраэ ВВС ТОФ был сформирован 16 морской ближнеразведывательный авиационный полк с дислокацией в бухте Суходол (Кангауз). В состав полка вошли: управление полка, 1-я МБРАЭ, 2-я МДРАЭ, 3-я МБРАЭ. Две эскадрильи полка были вооружены самолётами МБР-2 (по 10 машин), а третья АЭ получила на вооружение 10 самолётов Че-2. Комплектование полка личным составом и боевой техникой в основном было завершено в течение зимы-весны 1941 года. К 1 мая 1942 года полк имел в своём составе 25 / 22 МБР-2 (в двух ближних раэ), 7/ 7 Че-2 (в драэ), а также PBN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина».



29 января 1943 года в составе полка формируется 4-я морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья с дислокацией в бухте Андреева из личного состава и самолётов МБР-2 114 мап АКФ, но уже в мае она была расформирована.



В начале 1944 года в полку была создана группа экипажей для перегонки боевых самолётов. С марта по октябрь 1944 года экипажи этой группы в рамках поставок по ленд-лизу осуществляли перегонку самолетов PBN-1Y «Номад» и PBY-6A «Каталина» из США на Дальний Восток через Аляску и Магадан. Перегонка была проведена без потерь и происшествий.



Приказом НК ВМФ 00257 от 06.12.1944 года был установлен Годовой праздник части — 5 декабря. С 25 октября 1944 года полк был переименован в 16 морской дальнеразведывательный авиационный полк (трёхэскадрильного состава).



С августа по октябрь 1945 года в составе полка была восстановлена 4-я МДРАЭ. К началу войны с Японией в августе 1945 года в составе полка 1-я и 2-я АЭ были вооружены лодками PBN-1«Номад» , а 3-я и 4-я АЭ - амфибиями PBY-6А «Каталина».



Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами», 16 омдрап был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего ВС СССР 0501 от 15 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленный личным составом в боях с японцами (Хингано-Мукденская операция) и успешное проведение десантной операции по освобождению города Порт-Артура полку было присвоено почётное наименование «Порт-Артурский».

Документы

other-soldiers-files/avtobiogfiya_3.jpg

other-soldiers-files/avtobiogfiya_3.jpg

other-soldiers-files/atobiografiya_2_3.jpg

other-soldiers-files/atobiografiya_2_3.jpg

Фотографии

Видео