Агеев Леонид Николаевич
Агеев
Леонид
Николаевич
полковник / штурман дальней авиации
24.02.1921 - 15.11.2005

История солдата

Светлой памяти военного летчика Леонида Агеева

и его боевых коллег - летчиков авиации дальнего действия

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса,
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Константин Симонов в одном из эпизодов своего романа «Живые и мертвые» подробно описывает воздушный бой, в котором Мессершмитты Bf.109расправилисьссамолетами 3-го тяжелобомбардировочного авиаполка (ТБАП). Благодаря популярности романа в представлении последующих поколений гибель тихоходных бомбардировщиков ТБ-3, действовавших днем без прикрытия, стала типичной картиной войны. На самом деле эти устаревшие самолеты практически всегда применялись ночью. За историю 3-го ТБАП боевых вылетов днём было выполнено всего 9, включая 6 собственно 30 июня 1941 г. В отличие от многих авиасоединений бомбардировочные полки на ТБ-3 не теряли боеспособности и, несмотря на потери, продолжали вести свои сражения в самые трагические дни 1941 года. О том, что представляли собой эти самолеты и как воевали на них наши деды, в частности – николаевец Леонид Николаевич Агеев посвящен этот рассказ.Он основан не только на архивных материалах, но и на моих личных воспоминаниях от общения с Леонидом Николаевичем.

***

 

Герой Советского Союза, гвардии полковник Агеев Леонид Николаевич родился 24 февраля 1921 г. в Баштанке, его юность прошла в небольшом городке на Буге в Новой Одессе Николаевской области на Украине. В школьные годы Леонид увлекся авиамоделизмом, занимался в планерном кружке и как многие сверстники мечтал стать летчиком. В 1939 году он был призван в Красную Армию и зачислен в Краснодарскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров.

После окончания летной школы направлен для прохождения службы в 7-й авиаполк 53 авиационной дивизии дальнего действия (АДДД). Служить ему пришлось вначале стрелком, а затем штурманом на тяжелых дальних бомбардировщиках ТБ-3.

***

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

В середине 30-х годов тяжелый четырехмоторный цельнометаллический дальний бомбардировщик ТБ-3 считался чудом своего времени. Ни одна страна мира тогда не имела на вооружении ничего подобного. Эти гиганты по праву называли «воздушными линкорами». ТБ-3 стал таким же символом 30-х годов, как «тридцатьчетверка» символом Великой Отечественной. 

К 1939 году «линкор» начал устаре­вать. У потенциальных противников со­ветских ВВС появились скоростные истре­бители с мощным вооружением, которые могли легко расправиться с тихо­ходными и неповоротливыми гигантами. Первые признаки того, что эпоха ТБ-3 уходит в прошлое проявились во вре­мя «зимней войны» с Финляндией 1939- 1940 годов. 10 марта 1940 года финский ис­требитель Gladiator атаковал группу ТБ-3 и сбил один самолет. Тогда командование запретило посылать ТБ-3 во вражеский тыл в дневное время.

С 1939 года выпуск морально устаревшего ТБ-3 был прекращен. Однако в войсках этих самолетов оставалось много (в ВВС 516 ед., в ВМФ 25 ед.), они были хорошо освоены экипажами и их использовали в боевых действиях.

В первые дни войны с Германией вынужденные попытки применения ТБ-3 днем закончились провалом, низкая скорость и слабое оборонительное вооружение делали его практически беззащитным перед немецкими истребителями и превращали в легкую мишень для зенитной артиллерии. Однако ТБ-3 подходил для использования ночью, когда самолет было сложнее обнаружить и вести прицельный огонь.

Гитлеровцы поначалу были исполнены пренебрежением к устаревшему ветерану. На четвертый день войны начальник генерального штаба вермахта Ф.Гальдер отметил: «русские перешли к применению старых тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков - совсем плохи дела у «красных» ... Но пройдет совсем немного времени, и немцы на перехват ТБ-3 уже будут вынуждены бросать своих лучших ночных летчиков, а важные объекты усиленно прикрывать зенитной артиллерией. После каждого боя они отчитывались об очередных сбитых ТБ-3, но опять наступала ночь и из темноты снова, и снова прилетали уже не раз «сбитые» гиганты.  Самолеты шли так медленно, будто зависали в ночном небе над целью, чтобы точно накрыть ее бомбами. Казалось, что они не обращают внимания на огонь зениток, равнодушно пропуская сквозь свои массивные гофрированные тела снаряды и осколки.

В боевой эксплуатации туполевский гигант показывал истинные чудеса. Мог взлетать с перепаханных полей, совершать посадки в снег. Возил на внешней подвеске истребители, танки, тяжелые негабаритные грузы, сбрасывал парашютные десанты, доставлял снаряды и продовольствие партизанам, вывозил раненых, словом, несмотря на почтенный возраст, неустанно выполнял свою смертельно опасную, изнурительную, но крайне необходимую фронту работу...

Самолеты ТБ-3 участвовали в самых важных битвах войны: в Смоленском сражении, в битве за Москву, в обороне Сталинграда, в боях на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда. Они использовались во время проведения большинства крупных десантных операций. Летчики дальней авиации на своих устаревших ТБ-3 внесли важную лепту в победу над гитлеровцами и особенно велика их роль на начальном, самом трудном этапе войны.

Бомбы размещались в кассетных бомбоотсеках, в подкрыльевых бомбодержателях, а также подвешивались к подфюзеляжным балкам. Экипаж включал 8 человек: два лётчика, штурман-бомбардир, радист, два стрелка, борттехник и два младших техника (они же стрелки выдвижных башен).

Ночные полеты на захваченную врагом территорию стремились выполнять максимально скрытно. Самолет выводил на цель штурман-бомбардир, используя карту, компас, ориентиры на местности, а нередко, для уточнения местоположения корабля и секстант со звездным небом. Он же и производил бомбометание с помощью механического сбрасывателя: по одиночно, сериями или залпом. Стрелки с пулеметами находились в уязвимых для огня противника открытых турелях: на открытой передней, на 2-х бортовых, на выдвижных башенках под крыльями. Пилоты (2 чел.) также находились в открытой кабине и не имели защиты. ТБ-3 на борту мог перевезти до 35 чел., транспортировать на внешней подвеске негабаритные грузы, такие как легкие танки (Т-37, Т-27, Т-38), 2 истребителя И-16.

***

С 1940 года Леонид Агеев был зачислен в экипаж тяжелого бомбардировщика ТБ-3 ст. лейтенанта Николая Алексеевича Бобина, который в свои 26 лет уже по праву считался мастером пилотажа и к тому времени приобрел немалый боевой опыт. Командир корабля не жалел времени обучая экипаж умению действовать в сложной обстановке, добивался взаимозаменяемости, а особенно натаскивал своего штурмана: и доскональному владению закрепленной за ним техникой, и управлению самолетом - нередко в спокойной обстановке Агеев занимал кресло пилота ТБ-3, подменяя летчиков. В дальнейшем Бобин и Агеев не расставались и на задания летали вместе до самой гибели командира.

***

Николай был весёлым и общительным парнем, надежным товарищем. Шутник и острослов, он везде становился душой кампании. Молодёжь всегда окружала его, а он без остатка отдавал ей свой опыт и знания бывалого лётчика, увлечённого авиацией. Николай был волевым и решительным человеком, опытным командиром. Ни прожекторы противника, светившие в упор, ни разрывы зенитных снарядов не в состоянии были заставить свернуть с боевого курса самолёт, за штурвалом которого находился капитан Бобин. Высокая лётная квалификация, военная смекалка, быстрота реакции, которыми отличался наш командир, не раз помогали экипажу выходить из самых критических положений и успешно выполнять боевые задания

— Из воспоминаний штурмана Л.Агеева.

***

Николай Бобин начал воевать в Советско-финскую зимнюю войну 1939—1940 гг. За образцовое выполнение заданий и проявленное мужество был награждён медалью «За отвагу». Тогда ТБ-3 отличился, сбрасывая тяжелые бомбы (до 1 тыс. кг) на укрепления линии Маннергейма.

Весной 1941 г Бобин получил звание капитана и был назначен командиром авиаотряда. В составе 7-го дальне-бомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии экипаж Николая Бобина с первых дней Великой Отечественной войны выполнял задания по бомбометанию и десантированию, доставке грузов и продовольствия. С 30 августа по 10 сентября на участке Северо-Западного фронта сбрасывал боеприпасы и продовольствие выходившей из окружения Лужской группировке. С 3 октября 1941 г в составе 40 самолетов ТБ-3 доставлял под Мценск танки Т-38, противотанковую артиллерию, грузовики, оружие, боеприпасы для высадившейся в этом районе 5-й воздушно-десантной бригады. Ей была поставлена задача срочно закрыть пробитую немцами брешь в обороне.

Большой вклад внесли ТБ-3 в организацию «воздушного моста» в Ленинград. В ноябре-декабре 1941 г. и начале января 1942 г. 7-й ТБАП восемнадцатью самолетами и 14-й ТБАП пятью самолетами доставляли продовольствие в осажденный город. Чтобы увеличить полезную нагрузку с бомбардировщиков сняли бомбодержатели, стремянки, часть оборудования.

***

- Ленинградские вылеты мне запомнились на всю жизнь… Город с осени 1941 года был блокирован. И летчики не только бомбили фашистов, но и кормили город – доставляли провизию осажденным.

 Во время одного из полетов в Ленинград зимой, наш самолёт попал под обстрел финских зениток. Подбили нам мотор... До Ленинграда мы дотянули, но чтобы лететь обратно надо было хоть как-то подремонтироваться... Борттехник с помощниками остались чинить двигатель, а мы: командир экипажа Н.Бобин, штурман Л.Агеев и лётчик Л.Васильев, пошли проситься на постой. С ног валились, поспать нужно было хоть пару часов: усталый летчик может безо всякого врага свой самолет «завалить»...

Наконец сквозь мрак показался силуэт дома. Мы проходим в подъезд, стучимся в первую попавшуюся дверь. Простуженный женский голос из темноты: «Заходите, там открыто...

 - Ох, батюшки, соколики милые, вы как раз к ужину подоспели!», – обрадовалась гостеприимная старушка. В глубине комнаты дедушка топориком разделывал деревянный стул. Обломки мебели тут же жадно проглатывала буржуйка.

— Садитесь, соколики, чем богаты, тем и рады, – промолвила хозяйка. На крохотной тарелочке лежал только маленький кусочек хлеба в половину спичечного коробка … Это была вся пища, которой располагали наши хозяева, страшно вспоминать! Люди, умирая от голода, отдавали последнее фронту!

Зная, куда летим, мы прихватили с собой летный паек. Немного хлеба, котлеты, консервы. Достав свой тормозок, мы передали его старушке. А она и брать не хочет: «Что вы, соколики, вам воевать - силы нужны, а мы уж как-нибудь обойдёмся. Вот когда вы немцев прогоните с нашей земли, тогда и мы поедим».

Командиру стоило больших трудов упросить стариков покушать ...

- Из воспоминаний штурмана Л.Агеева

***

В двадцатых числах января 1942 г. началась подготовка авиаполков 53 АДДД к Вяземской воздушно-десантной операции. Из-за активных действий истребителей противника и вызванных ими потерь пришлось сдвигать сроки операции и отказаться от использования прифронтовых аэродромов. К выброске десантников под Вязьму приступили во второй половине февраля 1942 г. На этот раз самолеты взлетали с аэродромов Внуково и Люберцы. К месту выброски ТБ-3 подходили на максимально возможной высоте. Достигнув места выброски самолеты снижались, парашютисты покидали ТБ-3 через бомболюк и верхние турели стрелков. Доставлялось под Вязьму и тяжелое вооружение.

В апреле 1942 г. потребовалось оказать экстренную помощь войскам Северо-Западного фронта, удерживавшим в районе Демянска (Новгородская область) немецкую 16-ю армию. На полки ТБ-3 легла задача бесперебойного снабжения войск всем необходимым. Доставка грузов осуществлялась с 19 апреля 1942 г. челночными рейсами. Загруженные ТБ-3 взлетали с аэродрома Монино. На участке маршрута до места выброски пролетали на высоте 1000-1200 м по узкому коридору шириной 10-15 км; не раз подвергались обстрелу немецкими войсками, расположенными по обеим сторонам коридора. Прибыв к цели, самолеты снижались до высоты 150-200 м и выбрасывали груз в мешках с парашютной подвеской по выложенным сигналам из костров.

Без парашютов груз сбрасывался с 20-50 метров. Острая потребность вынуждала выполнять ночные полеты на малых высотах даже в условиях ограниченной видимости. Посадку самолеты совершали на аэродроме подскока Ям-Хотилово. Заправлялись, загружались и опять вылетали той же ночью к линии боестолкновения. Произведя выброску на площадки у деревень Ляховичи и Щелгуново, возвращались на аэродром Монино уже с рассветом следующего дня. И так ночь за ночью. Интенсивность полетов была очень высокой: отдельные экипажи (например, Н.Бобина из 7 АПДД) совершали по три рейса за ночь, с двумя посадками на аэродром подскока.

Зная о регулярных полетах ТБ-3 в данном районе, немецкая авиация вела с ними ожесточенную борьбу. Ночью в районе выброски грузов ТБ-3 подкарауливали немецкие ночные истребители Bf-110 на высотах 1000-1500 м и при снижении бомбардировщиков до высоты выброски 100-300 м внезапно атаковали сверху. Едва только на площадках разводили сигнальные костры, барражирующие истребители противника сбрасывали осветительные бомбы, и подходящие ТБ-3 становились видимыми для врага. В полках 53 АДДД появились потери, правда, не столь многочисленные, как могло быть - сказывалась хорошая подготовка воздушных стрелков.

Помимо транспортных рейсов экипажи ТБ-3 бомбили аэродром у с.Глебовщина, на котором базировались вражеские военно-транспортные самолёты Ju-52. В один из таких налётов экипаж Н.Бобина несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии уничтожил до 10 юнкерсов и склад с топливом.

Летом 1942 года во время одного из боевых вылетов в районе Орла ТБ-3 Н.Бобина в условиях низкой облачности с высоты 600 метров нанес бомбовые удары по крупному скоплению немецких войск, нанеся им серьёзный урон.

В августе 1942 г. полки ТБ-3 доставляли горючее для танкистов в район Ржева.

Участие в обороне Сталинграда ТБ-3 53-й и 62-й АДДД начали с бомбежек переправ через Дон. Битва за Сталинград потребовала большого напряжения всех сил, и осенью 1942 года авиаполки ТБ-3 прекратили участвовать в десантных операциях, сосредоточившись на бомбардировке немецких войск. Бомбовые удары наносились по скоплениям резервов, танков, мехчастей, железнодорожным станциям, складам, уничтожались самолеты на аэродромах. Потом авиадивизии дальней авиации поддерживали наземные войска в ходе контрнаступления и разгрома окружённой группировки противника под Сталинградом.

Во время Сталинградской битвы ТБ-3 под командованием Н.Бобина смог уничтожить крупный немецкий склад горюче-смазочных материалов. Возникший пожар продолжался 8 суток. Немецкая группировка получила серьезный удар, лишившись на время возможности применять механизированные части из-за отсутствия топлива.

К сентябрю 1942 года экипаж ТБ-3 под командованием капитана Бобина совершил 127 ночных боевых вылетов, в том числе 80 на бомбардировку инфраструктуры противника в тылу, 15 - аэродромов, 30 вылетов на выброску парашютного десанта и боеприпасов. По сути каждый из этих полетов на вражескую территорию был подвигом. Ночной полет требовал от командира корабля и всего экипажа высокого летного мастерства при взлете-посадке и выходе на цель, был сопряжен со смертельным риском не только во время бомбардировки и отражения атак вражеских истребителей, но и на протяжении всего полета. За образцовое выполнение заданий командования 31.12.1942 года капитану Бобину Николаю Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

***

- Туполевские ТБ-3, самолеты уникальные. Размах крыльев почти 40 метров, фюзеляж – около 20. Удивительно крепкие и живучие были машины. Как-то раз мы попали под очень плотный обстрел зенитной артиллерии. Казалось живого места в самолете не найти. Невероятно, но все мы остались живы и смогли долететь домой. После посадки в обшивке насчитали до 600 разных пробоин. А машину после этого еще и починили! Лишь весной 1943 года наш ТБ-3 потерпел аварию при посадке и после этого уже не восстанавливался. Но и тогда экипаж опять выжил — вот какая это была надежная машина.

- Из воспоминаний штурмана Л.Агеева

***

В боевых достижениях экипажа немалая заслуга штурмана-бомбардира Л.Агеева, который успешно выводил воздушное судно на цели и поражал их точными бомбовыми ударами. Еще в марте 1942 он был назначен штурманом отряда 7-го авиаполка. Хорошее знание штурманской работы он сочетал с охотничьим чутьем. После его бомбовых ударов в донесениях регулярно появлялись отметки о взрывах и пожарах на аэродромах и железнодорожных узлах противника.

К фотоконтролю результатов бомбометания 53 авиадивизия дальнего действия приступила в январе 1943 г., получив ночные фотоаппараты НАФА-19 (устанавливались в штурманской кабине). В 7-м полку дивизии для этих целей было выделено два опытных экипажа Н.Бобина и В.Калыгина. Снимки, выполнявшиеся ими, отличались высоким качеством. При выполнении фотографирования сбрасывались бомбы ФотАБ-35. Методика выполнения фотоконтроля была такой. Перед налетом к цели приходил самолет-контролер и производил фотосъемку, затем экипаж наблюдал за действиями бомбардировщиков; штурман фиксировал на карте точки падения бомб, отмечая время возникавших взрывов и пожаров. После завершения бомбометания, самолет-контролер проходил над целью и проводил повторную фотосъемку.

За отличие в Сталинградской битве 53-я дальнебомбардировочная дивизия получила почетное наименование Сталинградская, а 7-й дальнебомбардировочный авиационный полк стал гвардейским.

К началу 1943 года штурман Л.Агеев совершил 219 боевых вылетов, в ходе которых заслужил в дивизии репутацию мастера бомбометания. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.03.1943 г «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Агееву Леониду Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 832).

***

Нужно отметить, что Герой Советского Союза — высшая степень отличия в СССР установлена 16.04.1934 г. Ею награждались за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также и в мирное время. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР — орден Ленина; знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда»; грамота Президиума Верховного Совета СССР.

К началу 1941 г звание Героя Советского Союза были удостоены 626 человек. Сразу два Героя в одном летном экипаже - Николай Бобин и Леонид Агеев, явление редкое, тем более, что они получили свои высокие награды в числе первых 200 человек из всех 11 тысяч 657 награжденных за Великую Отечественную войну.

***

В ночь на 16 мая 1943 года после выполнения бомбометания по железнодорожной станции Снежетская (ныне в черте города Брянск) ТБ-3 под командованием Н.Бобина возвращался на свой аэродром в городе Мичуринск (Тамбовская область). В районе станции Телегино (Липецкой области) самолёт был атакован двумя вражескими истребителями Bf-110. В результате атаки один мотор бомбардировщика был выведен из строя, а командир Н.Бобин и бортовой техник И.Марков – тяжело ранены. Штурман Л.Агеев (занявший пилотское кресло командира) и второй пилот Ю.Волков сумели удержать поврежденный самолет в воздухе и посадить на свой аэродром, однако командир к этому времени от полученных ран уже скончался.

В 28 лет капитан Бобин Николай Алексеевич стал летчиком – ассом, Героем Советского Союза, а в 29, - 16 мая он навсегда остался в небе закрывать своей грудью страну от врага.

***

- Меня часто спрашивают: на каких фронтах воевали летчики дальней авиации? Я отвечаю - на всех! Дальняя авиация наносила бомбовые удары везде, где Ставка считала необходимым. Это были самые сложные участки обороны, там, где проходили тяжелые и напряженные бои.

Вылеты выполнялись в основном по ночам, ведь наш дальний бомбардировщик ТБ-3 самолет большой, днём его легко обнаружат. Поэтому взлетали, как правило, поздним вечером с таким расчетом, чтобы линию фронта пересечь с наступлением темноты. Старались выйти на цель и отбомбиться в ночи, а с рассветом возвратиться домой. Средняя продолжительность полёта составляла 6-8 часов. Из них половина времени — над территорией, занятой врагом. Бывало, летим в ночи, двигатели ревут, и даже подумать страшно, сколько фашистских зенитчиков ищет твой самолет через прицелы своих орудий!

- Из воспоминаний штурмана Л.Агеева

***

После перевооружения 7-го авиаполка Л.Агеев летал на самолетах Ли-2. К ноябрю 1943 г. ст. лейтенант Агеев совершил 222 успешных боевых вылета (из них 185 — на ТБ-3). Как опытный штурман он был откомандирован на учебу в Военно-воздушную академию (в то время она находилась в эвакуации в Оренбурге).

С июля 1944 Л.Агеев – штурман-инструктор по навигации и бомбометанию Лётного центра по усовершенствованию штурманского состава Авиации дальнего действии (г.Иваново). Летал на B-25 «Митчелл». С апреля 1946 по ноябрь 1951 – штурман-инструктор по воздушной радионавигации и бомбометанию. Летал на B-24 «Либерейтор», B-25 «Митчелл» и Ту-4.

В марте – мае 1950 года Л.Агеев участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-5» в бассейне Арктики, где проходил арктическую обкатку новый стратегический бомбардировщик Ту-4. Совершив беспосадочный перелет в Тикси, два самолета включились в ледовую разведку и доставку горючего на ледовые базы. Первые полеты в Центральной Арктике и первые посадки на лед этих 60-ти тонных машин выполнили летчики-испытатели подполковник М.В.Симонов(штурман Л.Н.Агеев) и подполковник И.Ш.Вагапов (штурман К.И.Малхасян).

***

Ту-4 (по кодификации НАТО: «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР 1949-1960-х г. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29. При этом советские двигатели имели мощность 2400 л.с. вместо 2200 л.с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение (10 пушек 23 мм вместо 12 пулемётов калибра 12,7 мм у В-29). В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

***

Экипажи изучали возможность использования ледовых аэродромов для базирования стратегической авиации в случае военных конфликтов. Очевидцы первой посадки вспоминали, что накануне прихода «тушек» в начале посадочной полосы из-за подвижки льда образовалась высокая гряда торосов, о чем успели предупредить пилотов. При заходе на посадку миновав эту гряду, летчик Симонов был вынужден резко отдать ручку вниз для сокращения пробега. Ту-4 просел и с такой силой ударился шасси об лед, что он треснул. Зато самолет не выкатился за пределы полосы, и обошлось без повреждений машины. А ВПП пришлось удлинять, вырубая торосы для обеспечения взлета. В ходе экспедиции в апреле 1950 года М.Симонов первым в мире посадил тяжелый бомбардировщик Ту-4 (штурман Л.Агеев) на Северный полюс, доставив туда членов арктической экспедиции «Северный полюс-2».

***

19 июня 1959 года экипажи В.В. Решетникова (штурман В.Т. Таранов) и Е.А. Мурнина (штурман Л.Н. Агеев) на двух самолётах Ту-95 выполнили сверхдальний перелёт. Они пролетели соответственно 17.150 км (за 21 ч 51 мин) и 16.950 км (за 21 ч 32 мин). Из-за отсутствия международных спортивных комиссаров достижения не были зафиксированы в качестве мирового авиационного рекорда дальности полёта по замкнутому маршруту, хотя и превышали его (на тот момент мировой рекорд составлял 14.250 км).

В июле 1960 – декабре 1962 – Л.Агеев старший штурман-инспектор отдела бомбардировочной и навигационной подготовки Управления боевой подготовки Дальней авиации. Летал на Ту-16 и Ту-95. С декабря 1962 года полковник Л.Н. Агеев – в отставке. В 1960-х годах работал мастером и старшим мастером ОТК приборного цеха на Остафьевском авиаремонтном заводе.

В 1969–1986 – помощник начальника лётно-испытательного комплекса ОКБ имени Н.И. Камова по штурманской службе. Обеспечивал и сопровождал испытания вертолётов Ка-27, Ка-29, Ка-126 и Ка-50 «Чёрная акула», консультировал специалистов в методических вопросах испытаний навигационных систем вертолётов, в организации испытательных полётов в Московской воздушной зоне.

Агеев Л.Н. проживал в городе Люберцы Московской области. Умер 15 ноября 2005 года. Похоронен в Люберцах.

Полковник (1960). Награждён орденами Ленина (25.03.1943), Красного Знамени (22.02.1955), Отечественной войны I степени (11.03.1985), 4 орденами Красной Звезды (20.06.1942; 16.05.1945; 29.04.1954; 05.11.1954), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и др. медалями.

Почетный гражданин: г. Люберцы Московской области, РФ, г. Новая Одесса, Николаевской области, Украина.

Можно отметить, что юношеское увлечение авиацией Герой Советского Союза Леонид Николаевич Агеев сохранил до конца и сделал самым главным делом в своей жизни. 15 ноября он вел свой последний урок, урок Мужества в Люберецкой гимназии №20. Эмоциональный рассказ и воспоминания о полетах, воздушных боях, погибших однополчанах растревожили сердце ветерана. Закончив отвечать на вопросы школьников, Леонид Николаевич вышел из класса и присел на скамейку в коридоре, тяжело вздохнул и попросил вызвать врача. Но «скорая» приехать не успела ...

Недаром говорят, что солдаты не умирают, они уходит в вечность… Ныне гимназия №20 носит имя героя-победителя, военного летчика Леонида Николаевича Агеева.

***
 

Регион Московская область
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Люберцы
Воинская специальность штурман дальней авиации
Место рождения Баштанка, Николаевской области, Украина
Дата рождения 24.02.1921
Дата смерти 15.11.2005

Боевой путь

Место призыва г. Николаев, УССР

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: