НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Славгород

Они были такими молодыми…

В нашей семье все говорят, что я очень похожа на свою прабабушку Марию Карповну  Шкригун. Такие же глаза,  такие же волнистые волосы, как и бабушка, ношу очки. А характер уж точно похож: бываю и веселой, и строгой, и ласковой, и доброй.   

В семье ее называли главным советником и дирижером, бабушка – легенда, по-другому не скажешь. Прошла всю войну, многое в жизни повидала, что ни спроси, все знает.

Родилась она  в Ленинградской области, в 15 лет, окончив курсы парикмахеров, начала трудиться. 

В первые дни войны три ее брата ушли на фронт, один из которых погиб. А бабушку направили в военный госпиталь  № 1369. Трудная там была работа: днем и ночью ухаживали за тяжелоранеными солдатами, стирали бинты, так как перевязочного материала не хватало. Госпиталь двигался за фронтом, где только ни останавливались: в лесу, поле, в больших и малых городах. Очень много раненых было под Старой Руссой - не успевали делать перевязки и оперировать. Порой спали по три-четыре часа и то на ногах. Это слово «сестричка» долго звучало, даже после войны. Каждый день хоронили в общей яме по нескольку  человек - молодых красивых солдат, которые еще и не жили совсем. Слез не было, бабушка и ее коллеги просто  «окаменели» перед такой общей бедой.

И никогда она не думала, что на войне встретит свою любовь. Однажды в Прибалтике в госпиталь поступил раненый солдат. Все кругом стонали, ругались, а он молчал, уткнувшись в стенку. Только потом она узнала, что этот парень сибиряк, из Славгорода - остался без глаза. Все чаще и чаще стала бабушка приходить к нему, жалела, как могла, порой говорили ночами. Когда его вылечили и выписали, он служил рядом.

Бабушка  рассказывала, что на свидание он приносил  ей полевые цветы и кусочки сахара, завернутые в платочек. Какое это было счастье, оно было так близко, а грохот канонады уходил все дальше и дальше. Каждый день солдат дарил ей чудные подарки: то огненный закат, то бледную луну, то яркую звездочку, то звонкую песню соловья. Они были такими молодыми и порой забывали, что рядом бродит смерть. Им так хотелось жить, работать, увидеть родной дом, построить свой и радоваться семейному счастью. А сейчас самое  большое счастье - за воротами госпиталя встречать любимого и каждый день ждать его, моего прадедушку – Петра Дмитриевича Шкригуна. Он ее ласково называл  Машенькой, а она его «сибирским медведем» (он был высоким и здоровым парнем).

Так на  войне  прадедушка и прабабушка нашли друг друга, а  в марте 1945 г. в Риге они зарегистрировались. О победе узнали, находясь в Эстонии.

Дедушка после демобилизации поехал учиться в  Томск, а бабушку направили на Дальний Восток, где началась война с Японией. Сколько было написано писем друг другу, сколько ласковых слов было сказано. И только в 1946 году она отправилась в незнакомый  город, хотя так мечтала поехать к себе на Родину. Так  моя бабушка и осталась в Славгороде, прожив вместе с дедушкой  55 лет. 

Моя мама Таня говорит, что счастливее их она никого не встречала. Они просто жили, растили детей, оберегали друг друга и любили.

Бабушка последние годы жила с моей мамой. Когда дедушки не стало, она только и говорила о нем: как он радовался детям (их было четверо), внукам, как 9 мая они ходили  к аллее Победы. Какая это была счастливая жизнь! После его смерти она как будто потерялась, поблекла, даже реже стала смеяться, только внуки и правнуки радовали ее. 

Нет уже ни дедушки, ни бабушки, но светлая их любовь живет в нашем сердце. И эта память о большой и сильной любви будет передаваться детям и внукам.

Анастасия ШКРИГУН,
правнучка, ученица 5 «а» класса  МБОУ «Лицей №17».
Г. ЩЕТИНИНА, учитель

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Славгород