НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Главные уроки. Истории учителей-фронтовиков в летописи Полка

Главные уроки. Истории учителей-фронтовиков в летописи Полка

5 октября в России отмечают День учителя. А мы сегодня хотим вспомнить о педагогах, которые могли дать детям больше, чем формулы и орфограммы…

«Эти ребята встретили май 1945 года в Берлине. Мы знаем имя только одного из них: это наш земляк и учитель Юрий Иванович Грибков. А как звали его однополчан, не знаем. Может, увидят эти фотографии их родные, может, узнают своего героя?», - написала в нашей группе в соцсетях сибирячка Нина Финашова.

Снимки однополчан гвардейца Грибкова займут свое место в «Неизвестном солдате». А мы расспросили автора поста о владельце альбома.

«Пару лет назад дочь Юрия Ивановича передала нам (мне и моим единомышленникам и помощникам по группе «Мы с РУДНИКА!») старый чемодан с фотографиями учеников нашей школы и в их числе этот альбом. Фото приклеены намертво, надписи на обороте не прочтешь. Сканировали альбом по листам, потом «разбирали» листы на отдельные снимки… 

Юрий Иванович без малого 30 лет был учителем в школе №9 пос.Мазульский г.Ачинска Красноярского края в 60-80 гг. Он ушел из жизни в начале 90-х, до конца дней работал в школе. Всеми уважаемый и незабываемый, наш Юрий Иванович…

Он вел черчение, пение, труды у мальчиков, классное руководство. Руководил школьной и поселковой художественной самодеятельностью: школьным хором, вокальным ансамблем; был аккомпаниатором танцевальных постановок. Вел кружки: с мальчишками строгал-выпиливал-выжигал, занимался с ними фотографией.

Слева, с аккордеоном.

Организовывал поездки школьников по краю и за его пределы: на Красноярские столбы, строящуюся Саяно-Шушенскую ГЭС, озеро Телецкое в Горном Алтае… Водил ребят в походы: на ГРЭС в Назарово – 35 км пешком, в Красноярск – 170 км на лыжах.

Крайний справа.

Мы, ученики, знали, что Юрий Иванович воевал, дошел до Берлина, был награжден боевым орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны.

К Дню Победы в школе и поселковом клубе проходили встречи с фронтовиками. В те годы, 60-70-80-е, они были еще такими молодыми.  Мы смотрели на них с благоговением, особенно мальчишки…

Каким Учителем и Человеком был Юрий Иванович, говорят комментарии к ретро- фотографиям из альбомов группы «Мы с РУДНИКА!».

Надежда Валетова:

«… На эту экскурсию я поехала только благодаря Юрию Ивановичу. У нас не было денег, но учитель уговорил маму, чтобы она меня отпустила, и сам оплатил мне эту поездку. Потом мама понемногу отдала ему деньги. Я всегда буду ему благодарна».

Любовь Кузикова:

«Юрий Иванович был совсем молодой и столько путешествовал с учениками. Ведь это такая ответственность перед родителями! Но он справлялся. Я с группой учеников ездила с Юрием Ивановичем в г. Бийск Алтайского края, на Телецкое озеро. Было интересно. Добрая память о нем...».

Ольга Дробот:

«Наш замечательный Юрий Иванович…».

О том, какими были они, учителя-фронтовики, какими остались в памяти, – свидетельства из Народной летописи Бессмертного полка

«Мой папа Колючев Миншариф Усманович родился в 1917 году в с. Новая Белогорка Оренбургской области. Была у него великая тяга к знаниям. Сначала учился в ШКМ (школа крестьянской молодежи), затем на рабфаке. В 1935 году поступил в Оренбургский педагогический институт, который окончил в 1940 году. Преподавать ему удалось недолго, так как в октябре того же года был призван в ряды Красной Армии, а еще через год часть, в которой он служил командиром танка, вступила в бои на Западном фронте. Там папа получил тяжелое ранение. После лечения в томском госпитале получил назначение в 48-й Отдельный Дивизион бронепоездов. Стал командиром орудия 699 бронепоезда.

Папа воевал на Западном, Волховском, Ленинградском, Третьем Белорусском фронтах. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Фронтовые пути его закончились в Восточной Пруссии в сентябре 1945 года.

Хотел остаться в армии, стать кадровым военным. Однако ему объяснили, что учителей осталось мало, и его опыт и знания необходимы подрастающему поколению. Вернувшись домой, до ухода на пенсию в 1977 году работал в школе.

… В послевоенной жизни папа и мама шли рука об руку. Папа преподавал историю, а мама - русский язык и литературу. Родители были красивой, скромной, верной друг другу парой, пользовались большим уважением в деревне. Вместе выступали на сцене: папа играл на гармони, а мама - на мандолине. С коллективом школы ставили спектакли, концерты для тружеников колхоза, выезжали на полевые станы. Очень красиво вальсировали. Как они любили друг друга, свою работу, детей! Они и дома продолжали обсуждать школьные дела. По первому образованию папа был учителем татарского языка и литературы, после войны получил второе высшее образование – окончил исторический факультет Оренбургского педагогического института. Вот таким был мой папа –  красивым, умным, верным, образованным, трудолюбивым, доброжелательным, гостеприимным, веселым, любящим людей…». 

Мой дед, Герасимович Николай Владимирович, родился в 1921 году в селе Верхняя Иреть Иркутской области.  В 1940 году был призван на Дальний Восток, где после курсов младших офицеров, получил военную специальность – связист.

Соединение, в котором на момент начала Второй мировой служил дед, почти всю войну держали на границе с Японией. Когда в мае 1945 года были разгромлены немцы, очередь дошла до Квантунской армии.

Бои продолжались чуть больше месяца. За это время дед был награжден медалью «За отвагу» (во время форсирования реки Сунгача обеспечил связь передовых подразделений с командиром батальона); медалью «За боевые заслуги» (после гибели комбата дед, будучи командиром взвода, взял командование на себя и вывел батальон из окружения); позже – медалью «За победу над Японией».

После подписания акта о капитуляции многим пришлось остаться в армии – обстановка на границе оставалась неспокойной. Дед прослужил в Приморском крае еще восемь лет и демобилизовался в 1953 году в звании капитана. Вернувшись в родные края, стал работать в сельской школе. Преподавал физкультуру, военное дело, позже был мастером производственного обучения. Его уважали ученики, родители, односельчане. Похоронен дед там же, где и прожил свою мирную жизнь – в селе Шерагул Иркутской области».

Фото на обложке – из раздела «Неизвестный солдат». «Москва, 2-я Брестская ул., школа №113. Май 1941 года. В центре – Иван Александрович, первый учитель моей мамы. Ушел на фронт в июне 1941. Пропал без вести».

 

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ