НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Кандалакша

Кандалакшский морской порт в военные годы.

В первые же дни Великой Отечественной войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Боевые действия велись в ста километрах от неё. Первоочередной задачей немецких и финских войск, сосредоточенных на северном фланге советско-германского фронта, являлся захват Мурманского порта и Кировской железной дороги.  В соответствии с директивой Фалькенхорста противник, наступавший на Кандалакшу, стремился перерезать Кировскую железную дорогу и выйти на побережье Белого моря, а затем, развернувшись на север, наступать вдоль железной дороги на Мурманск. 1 июля 1941 года немецкие и финские войска нанесли удар из района Куолаярви в сторону Кандалакши, а южнее начали наступление в направлении Беломорска и станции Лоухи. С началом военных действий на Кольском полуострове морские перевозки в западной части Белого моря приобрели особое значение. Выполняя задание Государственного Комитета Обороны и военного командования, суда Северного пароходства в начале июля приступили к доставке из Архангельска в Кандалакшу воинских частей и снаряжения, а обратными рейсами эвакуировали раненых и мирное население, вывозили оборудование стратегических предприятий. В навигацию 1941 года успешно справился с заданиями по эвакуации раненых отряд санитарных транспортов Беломорской флотилии. Входившие в него 5 судов выполнили 80 рейсов в Кандалакшу, доставив в Архангельск 14.920 раненых бойцов и командиров.

Предметом особых забот партийной и советской власти была эвакуация предприятий и населения Мурманской области. Каждое ведомство беспокоилось за своё имущество: комбинатов «Апатит» и «Североникель», строившегося Кандалакшского алюминиевого завода, Нивской ГЭС и старалось любыми средствами обеспечить их отправку вглубь страны. Железная дорога на участке от Кандалакши до Петрозаводска подвергалась частым и сильным бомбардировкам и поэтому переброска грузов по ней была затруднена. 5 сентября и Лодейного поля – 7 сентября Кировская железная дорога была полностью перерезана врагом до конца 1941 года, пока не ввели в строй Сорокско-Обозерскую ветку все грузы в западную часть Белого моря шли на судах. Один за другим в Кандалакшу стали прибывать поезда с Севера. На станции, особенно в морском порту, скопились не тысячи, а десятки тысяч людей. Как укрыть их? Что если фашистские летчики изберут своей целью это многотысячное скопление детей, женщин и стариков? Ситуация складывалась тревожная. Архангельск щедро выделял пароходы, но порт на тот момент имел только два причала, и пароходы вынуждены были стоять на рейде в ожидании погрузки.

Фрагмент статьи Лоскутова Д.С. из книги «Кандалакшский морской торговый порт»

 

 

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Кандалакша