Удальцов Ефим Григорьевич
Удальцов
Ефим
Григорьевич
Капитан авиации Герой Советского Союза / Командир Воздушного Судна
28.09.1922 - 7.12.1973

История солдата

В РККА с 1941 года. Окончил Ейское военно-авиационное училище в 1943 году. Участник боёв за освобождение Кавказа, Крыма и Прибалтики.

С 24 июня 1943 года служил в составе 1-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, Военно-воздушные силы Черноморского флота). Ил-2 Удальцова много раз был повреждён в ходе боевых вылетов. В одном из вылетов при выходе из пикирования в козырек брони самолёта Удальцова угодил снаряд. Осколками ранило в правый глаз самого лётчика, кровью залило лицо. Но Удальцов продолжил штурмовку до последнего снаряда. Вместе с группой вернулся на свой аэродром. Он понимал, что неисправный самолёт задержит посадку остальных. И, проявив исключительную выдержку и высокое сознание долга, отошёл в зону ожидания. Когда приземлилась вся группа, Удальцов пошёл на посадку. Левое шасси не выпустилось, но лётчик мастерски приземлился на одно колесо, лишь немного помяв консоль самолёта.

5 октября 1943 года младший лейтенант Е. Г. Удальцов (воздушный стрелок краснофлотец Н. А. Щербаков) при штурмовке плавсредств в порту Феодосия из-за повреждений мотора Ил-2 огнём зенитной артиллерии не дотянул до берега 1 км в районе Анапы. Лётчик произвел посадку на воду. Экипаж был спасён, самолёт затонул.

1 ноября 1943 года Ил-2 младшего лейтенанта Е. Г. Удальцова (воздушный стрелок младший сержант В. И. Брайко) при штурмовке войск и огневых точек противника в районе отметки 56,4 и коммуны «Инициатива» был подбит Bf-109. Лётчик не дотянул до аэродрома, посадку произвёл на фюзеляж в районе станции Гастогаевская. Самолёт разбит, ремонту не подлежит, экипаж невредим.

Член КПСС с 1944 года.

6 октября 1944 года вылетел ведущим группы штурмовиков, обнаружил и уничтожил караван вражеских судов. Его самолёт был подбит зенитным огнём, и Удальцов совершил приводнение в море. Штурман и стрелок-радист его экипажа погибли, а Удальцов был подобран немецким катером и попал в плен. Находился в лагере во Франции[2].

По данным сайта «Авиаторы Второй мировой» 6 октября 1944 года «пара Ил-2 производила барражирование без прикрытия истребителей над своими плавсредствами в 15 км северо-восточнее Курессаре. Самолёты были атакованы восьмёркой Fw-190. В результате воздушного боя экипаж младшего лейтенанта В. Д. Жиманова (воздушный стрелок мл. сержант В. А. Устяхин) с задания не возвратился. Экипаж Е. А. Удальцова (со штурманом эскадрильи капитаном А. А. Румянцевым) в воздушном бою был атакован. Лётчик получил ранение в голову, а штурман — в ноги. Охота за экипажем продолжалась после приземления. Удальцов и Румянцев вынуждены были прятаться под мотором штурмовика. На свою территорию экипаж пробрался ночью и вскоре вернулся в часть.
В феврале 1945 года заместитель командира авиационной эскадрильи старший лейтенант Удальцов направлен на должность командира авиационной эскадрильи в соседний 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк»[3].
По данным Большой биографической энциклопедии (2009), «6 октября 1944 г. в воздушном бою в районе ж.-д. ст. Курессаре таранил истребитель противника (вместе с ним в самолёте находился штурман Румянцев). До 1947 г. служил в ВВС»[4].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Удальцову Ефиму Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7406).

Заместитель командира эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка Е. Г. Удальцов за время войны уничтожил 4 транспорта, 3 сторожевых корабля, 2 тральщика и другие плавсредства, 6 танков и подавил 12 зенитных батарей противника, совершив 105 боевых вылетов.

Гражданская авиация[править | править вики-текст]
Лагерь военнопленных, в котором находился Удальцов, был освобождён американской армией. Военнопленные были переданы советским властям, и Удальцову было разрешено вернуться в Тбилиси. В 1947 году получил разрешение на работу по специальности и переехал в Сыктывкар (Республика Коми); работал пилотом в Сыктывкарском авиационном отряде на самолётах По-2, Ил-14. С 1960 года — в Тбилиси; работал командиром корабля Ту-104 Тбилисского объединённого авиаотряда Грузинского управления гражданской авиации (Аэрофлот).

Регион Грузия
Воинское звание Капитан авиации Герой Советского Союза
Населенный пункт: Тбилиси
Воинская специальность Командир Воздушного Судна
Место рождения Армения
Дата рождения 28.09.1922
Дата смерти 7.12.1973

Воспоминания

Юрий Семёнович

В те далёкие шестидесятые годы, когда я работал в Грузинском Управлении ГА в качестве командира воздушного судна,через некоторое время после авиакатастрофы самолёта Ту-104 управляемого экипажем Героя Советского Союза Удальцова Ефима Григорьевича, в разговорах между пилотами я слышал такую версию о происшедшей трагедии в которую трудно не поверить.
Удальцов Е.Г .считался одним из самых опытных командиров Грузинского управления. По этой причине ему и прикрепили вторым пилотом взрослого будущего пенсионера Капанадзе Захария Давыдовича, которого лётчики называли "вечный второй пилот".
Перед вылетом после прохождения стартового врача он часто заходил в буфет и выпивал, о чём свидетельствовали кассиры, кассы которых находились напротив буфета . Старый аэровокзал был очень маленький и всё там было в тесном одном зале. Да и экипаж замечал, но не реагировал. Каждый наверное думал,что он работает последние месяцы и скоро ему всё равно на пенсию.
На взлёте и при наборе высоты второй пилот, как правило, легко держится за управление. Набрав заданную высоту, командир включал автопилот и второй мог спокойно дремать до самой посадки.В те годы на Ту-104 экипаж состоял из пяти человек. Второй пилот был как стажёр предполагаемый на должность командира, но учитывая, что он ни по возрасту и не по способностям не подходил на эту роль, ни кто на него внимания не обращал. Летал себе потихонечку, получая свою зарплату.



В этот злополучный день,7 декабря 1973 года, экипаж Удальцова Е.Г. выполнял рейс на Москву из Кутаиси. После вылета по метеоусловиям Москвы вынуждены были вернуться и произвести посадку на запасной аэропорт в Минеральные Воды.
Наконец в 20.43 им дали разрешения на вылет .
В Домодедово заход на посадку производили ночью и в сложных метеоусловиях.
Самолёт Ту-104 был очень строгий в управлении,особенно на малых скоростях после четвёртого разворота с выпущенными шасси и со скудной механизацией крыла. Грубое управление категорически не допускалось. Выполняя схему захода они с небольшим уклонением не вписались в глиссаду, возможно и диспетчер был не точен. Исправить положение самолёта относительно глиссады такому опытному командиру не составляло больших проблем.
Забегу вперёд, как рассказывал нам пилотам после завершения расследования катастрофы сам Капанадзе, которому повезло остаться в живых, что он видя по приборам уклонения вмешался в управление самолёта и стал помогать командиру, а в то время диспетчер дал команду уходить на второй круг. Тем самым, произошёл недопустимый крен. Как в народе говорят "лебедь,рак да щука" Такая несогласованность привела к печальному результату.
А самое главное, о чём я лично слышал от коллег, когда в Московской больнице Капанадзе пришёл в себя, то к нему были допущены члены комиссии по расследованию лётного происшествия, среди которых был представитель Грузинского Управления ГА.
Как только земляки встретились глазами, вошедший тихо сказал два слова по грузински "все погибли" он имел ввиду членов экипажа!
После чего флаг был у него в руках и расследование естественно пошло по словам единственного свидетеля. Комиссия сделала вывод причины катастрофы "ошибка техники пилотирования" А за исход полёта отвечает командир! Правильно в народе говорят " свяжешься с дураком..." Так было омрачено имя опытного лётчика и хорошего человека, Героя Советского Союза Удальцова Е.Г. Очень обидно за него,человек который из этой страшной войны, где смерть его преследовала в каждом полёте, вышел победителем! А погиб в такой несуразной обстановке и опять взвалив всё горе на свои плечи! Светлая память Герою и низкий поклон!
-- 
С уважением,

Юрий Семёнович

Мне повезло работать в одном управлении ГА. Профессиональный и опытный пилот о котором все говорили с большим уважением.
Как то мне надо было лететь пассажиром в Москву. Пилоты и работники аэропорта в те годы как правило летали "зайцем" правда в форме.
Я спросил у диспетчера, кто стоит в наряде на ближайший рейс? Он прочёл командир самолёта Удальцов Е.Г.
Я решил,что неудобно подходить к Герою Советского Союза с такой "шкурной" просьбой! Хотел дожидаться след. рейса, а диспетчер мне говорит, не стесняйся ,подойди, он хороший мужик, не откажет!
Так мне посчастливилось лететь в кабине самолёта с Героем Удальцовым Е. Г. Спасибо ему большое и низкий поклон!
-- 

Награды

Награды и звания Герой Советского Союза (6 марта 1945); орден Ленина (6 марта 1945); три ордена Красного Знамени; орден Отечественной войны I степени; орден «Знак Почёта»[2]; медали.

Письма

После войны

 


Долгие годы успешн летал в качестве командира воздушного судна обучая  молодёжь в Грузинском управлении ГА ,пока не случилась эта нелепая трагедия!

Семья солдата

Удальцов Ефим Георгьевич
Удальцов Ефим Георгьевич

Однополчане

2-я аэ 47-го шап, Анапа, 1943 г. Слева направо,сидят: Е.Г.Удальцов, Н.Н.Кузьменко, Ю.А.Акаев, В.Д.Марков, Ф.С.Кружнов, А.Н.Михайленко, А.Г.Румянцев;сидят: С.Г.Симонян, Г.К.Бусыгин, Гургенидзе.

2-я аэ 47-го шап, Анапа, 1943 г. Слева направо,сидят: Е.Г.Удальцов, Н.Н.Кузьменко, Ю.А.Акаев, В.Д.Марков, Ф.С.Кружнов, А.Н.Михайленко, А.Г.Румянцев;сидят: С.Г.Симонян, Г.К.Бусыгин, Гургенидзе.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: